С. Тела 3

XX век

Ошибки были учтены значительно позже составителями проекта планировки Большого Лондона, работа над которым началась в 1943-1946 гг. Известный английский архитектор-планировщик Патрик Аберкромби возродил идею Говарда, но уже на качественно новом уровне. Он предложил создать вокруг Лондона семь новых городов-спутников наподобие города-сада Лечворта, но гораздо большего размера и ближе к Лондону. Группы небольших взаимосвязанных городов, имеющие преимущества малого населенного места, обеспеченные удобной и быстрой транспортной сетью и единой системой обслуживания. должны были обладать всеми преимуществами большого города. Потребности роста, связанные с увеличением численности населения, должны удовлетворяться не разрастанием отдельных населенных мест, а прибавлением их числа в системе. Тем самым был заявлен принцип развития группы населенных мест и структуры города не равномерным наращиванием территории, а созданием системы городов-спутников.

Такого рода предложения по разуплотнению больших городов возникали в разное время и в разных странах. Подобные планы предлагались и для Москвы на заре советского градостроительства инженерами-планировщиками Б. Сакулиным и С. Шестаковым. Однако первый и пока единственный город-спутник в полном смысле этого слова — Зеленоград был построен только в 60-е годы прошлого века.

В целом решить проблему разуплотнения городов не удалось нигде, но идеи создания полноценн а" современного города имели болыш >е число сторонников-урбанистов. Поиски новых градостроительных форм, новых приемов планировки и архитектуры совмещались с поисками новых форм организации жизни. Начиная с 20-х годов прошлого столетия архитекторы предлагали все новые концепции городов: летающие, шагающие, плавающие, висящие на несущей системе опор. «Город будущего» архитектора Г. Крутикова состоит из двух частей: вертикальная — жилая, парящая в воздухе над горизонтальной — производственной. Общественный корпус, имеющий форму кольца, объединяет восемь вертикальных пятиэтажных жилых корпусов; все части сообщаются между собой (рис. 27).

Смысл движущегося «города будущего», разработанного английской группой «Арчигрэм». состоит в возможности менять место своего жилища. Два существующих варианта имеют принципиальное отличие: город «Р1ие ш ей у- (дословно — город, построенный по принципу электрической вилки, вставляемой в розетку) состоит из «ствола обслуживания» с монтажным краном в центре, с помощью которого можно заменять жилые ячейки (рис 28, а), город «шагающий краб» способен менять свое местоположенне в поисках удобного и красивого места (рис. 28. б) В основе все* предложений мобильного города лежат проблемы неуправляемости роста городов и стремление наиболее рационального расселения Однако городское образование рассматривалось а отрыве от промышленности, загрязняющей окружаю-ШУ*< среду город — «машина для ■мм» м ТОЛЬКО.

Рис. 27. «Город будущего*, архитектор Г. Крутиков (1927-1028)

В 1922 г. появилась гораздо более реальная урбанистическая идея. Знаменитый французский архитектор Ле Корбюзье предложил проект «Лучезарного города». Его центральную часть составляют гигантские стеклянные небоскребы-башни сложной конфигурации. геометрически правильно расставленные в пространстве. Комплекс башен окружен более скромной, но тоже многоэтажной застройкой, образованной непрерывной лентой домов с выступами, что позволяет организовать просторные, хорошо озелененные жилые дворы. Весь город открыт солнцу и свету, но благодаря высокой плотности застройки сконцентрирован на площади немногим более 70 кмг (для сравнения: центральная часть Парижа при том же количестве жителей располагается на площади в 105 км2; рис. 29).

В 30-е годы советские архитекторы приступили к разработке перспективных систем развития городов Наиболее реалистичные предложе-

Рмс 28, а Движущийся «город будущего». разработанный английской группой •Арчигрэм. (город «Р)ид 1л сИу»)

Рис. 29. Проект «Лучезарного города», архитектор Ле Корбюзье (1922)

ния. которые оказали влияние на теории и проекты следующего поколения градостроителей, принадлежали Н Ладовскому и Н Милютину. Ладовский предложил направить развитие Москвы в северо-запад-ном направлении в виде открытой параболической структуры и таким образом остановить неуправляемое развитие города (схема Ц

Город «Парабола-Н. Ладовского (1930)

1 - промышленная зона: 2 — селитебная зона 3 — линия развития городского центра

Концепция линейного города параллельной структуры Милютина '/^сточнвала кратчайшие расстояния к местам приложения труда. Согласно проекту жилая зона населенного пункта должна располагаться параллельно производственной и отделяться от нее защитной зеленой полосой (схема 2).

Схема 2

Концепция линейного города параллельной структуры, архитектор Н. Милютин (30-е гг. XX в.)

1 — производственная зона; 2 — зеленая зона; 3 — жилая зона; 4 — парк; 5-5 — автомагистраль; 6-6 — железная дорога

В конце 50-х годов греческий теоретик градостроительства Кон-стантинос Доксиадис, развивая идеи линейного города А. Сориа-и-Матта, разработал принцип динаполиса, направленного в одну сторону роста города с открытой системой развития, стержнем которой является направленно разрастающийся центр (схема 3).

Затем быстрорастущие горо-да-динаполисы, сливаясь, должны сформироваться в мегаполис (эку-менополис'), который покроет обширные территории, преобразуясь

В единый город для всего человечества (рис. 30).

В 1960 г. выдающийся японский архитектор Кендзо Танге предлагает смелый, но реальный план реконструкции Токио и распространения его на поверхность Токийской бухты (рис. 31). Реорганизация решала

следующие задачи: переход от радиальной к линейной системе развития: поиск средств для единства структуры города, его транспортной системы и архитектуры; создание открытой пространственной системы, обеспечивающей мобильность современного города.

К середине 70-х годов прошлого столетия размышления на тему городов будущего перестали быть актуальными. Человечество осознало экологическую взаимосвязь всего

Концепция динамически развивающегося города («динаполиса»), разработанная греческим теоретиком градостроительства Константиносом Доксиадисом (1950):

1 — исторически сложившийся компактный город; 2 — концентрическое его развитие: 3 — динамическое его развитие

Рис. 30. Проект • экуменополиса», К. Доксиадис (на рисунке изображена территория США в 2060 г.)

живого. Деятельность человека давно стала реальной силой, способной изменить Землю. Результаты некоторых видов этой деятельности выглядят сегодня угрожающе. В конце 70-х годов возникает идея создания экологического города — экополиса Сторонники этой идеи рассматривали город как место обитания людей, растений, животных, микроорганизмов в едином сообществе, где духовный потенциал человека может раскрыться наиболее полно. Правильно организованный природный комплекс города может снять экологическую перегрузку пригородных территорий, куда устремляются лавины людей в выходные дни. Тепло, вырабатываемое промышленными предприятиями и энергосистемами, можно использовать в теплицах и оранжереях, что сделает город не только потребителем. но и производителем продуктов питания. Но город не может быть самодостаточным, он является частью природной системы, преобразованной хозяйственной деятельностью чело-веха Влияние этой деятельности на природную среду настолько велико, что проблемы города не могут рассматриваться в отрыве от его окружения. а развитие экополиса означает стремление к созданию безвредных производственных процессов и безотходных технологий. Идея города-экополиса привлекательна еще и тем что может дать человеку возможность непосредственного общения с сомасштабной ему природой, что жизненно необходимо современному жителю, испытывающему перегруз-ки от потоков информации и стрес-

Рмс. 31 План структурной реорганизации Токио, архитектор Кемдзо Тайге /1 акт •

СОВЫХ ситуаций. Для психологиче-, ь

ского комфорта важным является фоРмиРованных историей градо-

соотношение человека с габаритами ""тельства соотношений разм< ров

окружения, поэтому возрождение КВаРталов, улиц и площад.-й — ре-

дение альная необходимость.

Обзор отечественного градостроительства. Корни градостроительства на Руси уходят в далекое прошлое — IV тысячелетием до н. э. датируется найденное около села Триполье под Киевом поселение из нескольких десятков домов, расположенных в определенном порядке. Становление и развитие русского зодчества происходило в иных, чем в странах Ближнего Востока и Западной Европы, условиях (исторических, географических и общественных) и потому несло свои, присущие только ему черты. В ранний период средневековья дома, церкви строились из дерева. При их возведении большое внимание уделялось расположению на рельефе, созданию гармоничных пропорций и декоративной отделке. Центральное место в феодальных городах занимала внутригородская крепость — кремль. Он располагался на высоком берегу реки, за крепостными (деревянными, реже каменными) стенами, окружался земляным валом и рвом с водой. Вокруг центральной площади кремля сосредоточивалась государственная, общественная жизнь горожан и жителей ближайших поселений. В конце X в. сказалось влияние Византии, и в культовом зодчестве стал преобладать камень. В это время возводятся выдающиеся памятники русской архитектуры — собор св. Софии в Новгороде (1045—1052) и Успенский собор во Владимире (1156—1160). Киев и Новгород возникли в IX— X вв. на Днепре и Волхове на водной торговой дороге «из варяг в греки». Позже появляются Ярославль, Кострома, Нижний Новгород на Волге. В древнерусских городах сохранялись доступные для жителей луга, пустоши, рощи. Так, в Киеве в XII в. полоса залесенных холмов и лощин занимала почти весь правый берег Днепра и уходила далеко к Вышгороду, «дебри» поступали к самому детинцу. В Новгороде вокруг крепостных стен детинца начиная с XI в. существовал широкий зеленый пояс со рвом и открытыми лугами. Город Владимир, расположенный на высотах левобережья Клязьмы, тоже был обращен своим «фасадом» в сторону большого заливного луга и бескрайних муромских лесов. Здесь на бровке холма и по берегам рек начиная с XII в. располагались излюбленные места отдыха горожан по праздникам. С XIV в. центром русского зодчества становится Москва. Важная роль в строительстве того времени отводится легко обрабатываемому белому известковому камню. С XVI в. его широко применяют как отделочный материал вместе с красным кирпичом. Некоторые черты русского средневекового города сохранились там, где существовала каменная застройка (Москва с ее радиально-кольцевой структурой, частично в Суздале и Пскове). В удобно и уединенно расположенном Новгороде после его присоединения к Московскому великому княжеству в 1481 —1492 гг. при Иване III сооружаются новые мощные стены Кремля, которые в основном сохранились до наших дней. Строгая архитектура органично сливается с окружающей Кремль природой. На планах Нижнего Новгорода, относящихся к XV в., видно, как открытые береговые склоны Оки и Волги подступают к кремлю, между городскими посадами сохраняются рощи, широкие зеленые лощины. Новодевичий монастырь в Москве В XVI в. при Иване IV возникают новые города на присоединенных землях (Саратов, Царицын, Астрахань). Они представляют собой возведенные с учетом приемов регулярной планировки крепости, используемые для обороны населения, управления близлежащими территориями, развития торговли и ремесла. Русские зодчие средних веков обладали редким профессиональным уменьем выбора места для размещения принципиально важного элемента города — кремля. Учитывались рельеф, наличие лесов, широта пространств лугов, рек и озер. Возводились гармоничные по форме и цвету ансамбли, создавались живописные композиции, высокохудожественные силуэты отдельных сооружений и городов. Противопожарные требования влияли на ширину улиц, она была больше, чем в западно-европейских городах того же периода. Интервенция в начале XVII в. (при Лжедмитрии) замедлила обустройство городов. Строительные работы возобновились только с середины столетия — возводятся монастыри в Ярославле, Ростове Великом, Суздале и некоторых других городах. В первой половине XVIII в. в период правления Петра I начался экономический подъем государства, что сразу же сказалось на развитии градостроительства. В 1703 г. был основан Петербург, в 1725 г. его население не превышало 75 тыс. человек, а через 100 лет — было уже 400 тыс. Русское градостроительство XVIII в. учло архитектурные приемы эпохи Возрождения, опыт возведения кремлей, монастырей и разработало прогрессивные для того времени принципы организации городских территорий с учетом местных условий. Архитектурно-планировочному решению Петербурга свойственны: сочетание регулярной прямоугольной и лучеобразной систем улиц, широта пространственных композиций (с использованием природных условий), создание на площадях законченных ансамблей, выдерживание соразмерных человеку пропорций, четкое выполнение всех намеченных проектом работ. Новгородский кремль В 1712—1715 гг. были намечены главные радиальные улицы — Невский и Вознесенский проспекты. Позднее (около 1717 г.) были прорыты прямолинейные каналы, пересекающиеся под прямыми углами. Простой разработанный план города с трехрадиальной и прямоугольной системами стал основой его пространственной структуры, учитывал значение столицы, открывшей выход России к морю" и необходимость организации главных магистралей по направлению к Москве и Новгороду. Мастерски выполнены генеральные планы Петергофа, Царского Села (г. Пушкин) и других городов в окрестностях столицы. В начале XVIII в. строятся крепости в степях Оренбуржья, заводы с поселками (будущими городами) на Урале и в Сибири (Нижний Тагил, Невьянск и др.). «Комиссия от строений», созданная Петром I для ведения градостроительных работ в столице, многое сделала и для развития других городов. Среди новых — Оренбург, Одесса, Ростов-на-Дону, Екатеринослав (Днепропетровск), Красноярск, Хабаровск, а из существовавших — Ярославль, Новгород, Воронеж, Калуга. В одних городах трехлучевая система планировки была взята за основу (Тверь, Одоев, Богородицк), а в других — развитие получили принципы прямоугольной планировочной системы (Одесса, Ростов-на-Дону). В середине XVIII в. велись работы по реконструкции радиально-кольцевой системы Москвы. Параллельно с исканиями зодчих создаётся на Руси природоохранное законодательство, содержание которого сообразуется с идеями градостроительства. Так, Петр I издает указы, запрещающие сведение лесов в городских окрестностях, в местах порубок предписывалось сажать новые леса. Предусматриваются жесткие кары за порубку заповедных рощ, регламентируется уход за растительностью. Однако, несмотря на строгие царские запреты, расположенные вокруг крупных городов смолокурни, кирпичные заводы и другие производства постепенно все-таки уничтожали леса. Поэтому в середине XVIII в. издается указ «Об уничтожении всех хрустальных, стеклянных, винных, железных заводов, в 200 верстах от Москвы стоящих». В 1765 г. был определен порядок использования полосы открытых пространств, примыкающих к городу. Всем городам эти «выгонные» передавались в общее пользование жителей по норме — две версты во все стороны от границ города (за исключением Москвы, где ширина такой полосы достигала четырех верст). Принимались меры по сохранению мест народных праздничных гуляний, таких, как урочище Солянка на р. Сейм в Курске, поле за Казанской заставой и роща за Арзамасской заставой в Нижнем Новгороде и т. д. План Петербурга по проекту Леблона (1717) 1— дворец Петра I; в концах диагональных улиц — церкви (обозначены крестами); 2— торговые площади; 3— гавани, окруженные складами; 4— Петропавловская крепость; 5— Адмиралтейство На плане Симбирска (Ульяновска), составленном в 1780 г., рядом с городским центром вдоль высокого берега Волги показана широкая парковая полоса. Она также сохраняет естественный вид и лишь прорезывается в нескольких местах дорогами-спусками. Там, где рельеф образует выступы в форме мысов, отмечены видовые площадки. Характерными чертами русского градостроительства этого времени стали обращенность города к реке, размещение городского центра и основных зданий на самых красивых и видных точках, забота о силуэте города. Эти принципы были глубоко осмыслены такими выдающимися мастерами, как В. Растрелли, В. Баженов, М. Казаков, М. Сторов, А. Квасов, и в дальнейшем подхвачены многими зодчими, работавшими в провинциях. Заливные луга, холмы, озера, леса, все то, что примыкало к застройке или воспринималось благодаря широким и прямым улицам, площадям, расположенным на возвышенных местах, становилось неотъемлемой частью таких больших и малых городов, как Тверь, Ярославль, Астрахань, Казань, Калуга, Таганрог, Екатеринбург. Быстрыми темпами шло развитие русского градостроительства во второй половине XVIII в. в период культурного подъема, когда сформировались прогрессивные принципы русского зодчества эпохи позднего феодализма. На основе разработанных принципов закладывались города, велась реконструкция исторически сложившихся. В 1779—1805 гг. строится первый московский городской водопровод, подававший воду из мытищинских ключей, расположенных в 14 км от Кремля. Архитектура русского классицизма того времени отличалась простыми и ясными композиционными решениями зданий и единством с окружающими пространствами (площадями, улицами, набережными, скверами), органичной взаимосвязью застройки и природы. Принципиально важное место в регулярных планах городов отводилось общегородской площади как композиционному центру планировки, организующему прилегающие улицы и застройку в единое целое. При реконструкции городов сохранялась схема планировки, но улицы спрямлялись, площадям придавались правильные геометрические формы, создавались новые площади. Зодчие бережно относились к ранее созданным ансамблям, учитывали объемно-планировочные замыслы своих предшественников и развивали их. В старых городах возникли ансамбли, в которых ведущая роль отводилась раскрытым архитектурным достоинствам древних сооружений. Передовые архитекторы стремились выразить композиционными средствами, архитектурными образами прогрессивные идеи своего времени. Благодаря целостному решению генпланов городов, основополагающему месту центральных площадей, широкому применению ансамблевой застройки русские зодчие к середине XIX в. достигли заметных успехов в градостроительном искусстве. После отмены крепостного права Россия вступает на путь капиталистического развития. Во второй половине XIX — начале XX в. быстрыми темпами идет промышленное и железнодорожное строительство. В 1872 г. в Москве появилась конная железная дорога—«конка», а в 1891 г. в Киеве — первый электрический трамвай. Растет городское население, строятся многоэтажные жилые дома. Промышленные предприятия, заинтересованные в дешевом водном транспорте, загромождают набережные — наиболее привлекательные городские территории. Расположение заводов, фабрик, складов на реках привело к загрязнению естественных водных систем. Расширение и уплотнение городской застройки резко сократило территории зеленых насаждений. К 1917 г. около 80 % всего жилого фонда России было деревянным, а замощенных булыжником городских улиц было только 15—20 % их общей длины. После Великой Октябрьской социалистической революции коренным образом изменился характер городов нашей страны. Только за годы первой пятилетки на карте появилось около ста новых городов. При реконструкции Москвы удалось значительно повысить уровень бытового и культурного обслуживания жителей. Была сохранена сложившаяся структура города, увеличена площадь зеленых насаждений, проложены новые радиальные, кольцевые магистрали, расширены старые улицы, что улучшило архитектурное оформление улиц, набережных и площадей столицы. С 1919 по 1941 г. градостроительные работы велись в десятках городов и среди них Ленинград, Киев, Ташкент, Ереван, Магнитогорск, Новокузнецк. Восстановление разрушенных в войну городов — важная страница в истории советского градостроительства. Масштабы массового строительства, стремление к сокращению сроков работ потребовали широкого внедрения индустриальных методов возведения зданий и сооружений, использования сборного железобетона, снижения стоимости строительства, применения типовых проектов. В Москве жилищное строительство в основном осуществлялось в новых крупных жилых районах: Песчаные улицы, Юго-Запад, Черемушки, Измайлово, Фили — Мазило-во. Реконструкция микрорайонов, состоящих из пятиэтажных блочных домов,— одна из серьезнейших задач, стоящих перед градостроителями в настоящее время. В 1951—1955 гг. основаны города Ангарск, Волжский, Альметьевск, Сумгаит. В 1956—1970 гг. возникли Навои, Нижнекамск, Норильск, Шевченко, Мирный. Они стали спутниками новых промышленных комплексов или громадных разрабатываемых месторождений. Представляет интерес планировочное решение нового города Тольятти, расположенного на площади 8000 га у Куйбышевского водохранилища. Город возник рядом с Волжским автомобильным заводом. В генплане четко выражены основные зоны — жилая, промышленная, зона отдыха и предусмотрены резервные территории на развитие. г. Тольятти. Автозаводской район В 60-е годы вблизи крупных городов создаются города-спутники (Академгородок под Новосибирском, Зеленоград под Москвой), в которых научные учреждения, производства и т. п. рассчитывались на полную занятость населения. Новосибирск. Академгородок. Советский район Главным градообразующим фактором городка Сибирского отделения АН СССР, расположенного в 15 км от Новосибирска, стала наука. Вдоль берега водохранилища — зона отдыха, затем селитебная территория и далее комплекс научно-исследовательских институтов, разделенных санитарно-защитной полосой. Вытянутый городской центр расположен в пешеходной доступности от микрорайонов. В центре микрорайонов сохранялся естественный массив леса. Основные принципы современного градостроительства предусматривают: относительно равномерное и рациональное размещение промышленности и населенных мест на всей территории СССР; развитие индустриальных центров; сдерживание чрезмерного роста крупнейших городов; развитие населенных мест, тяготеющих к крупным городам; организацию зон массового отдыха в пригородных районах. Важное место должно отводиться охране природы и ландшафтов городов и пригородов, сохранению историко-архитектурных памятников и их использованию при формировании прилегающих городских ансамблей. Однако всем этим вопросам уделяется явно недостаточно внимания, о чем свидетельствует опасная для здоровья экологическая обстановка в более чем ста городах, гибель тысяч уникальных памятников архитектуры и целых комплексов. Москва, Ленинский проспект Оптимальная система группового расселения, осуществляемая на огромных территориях, совершенствование приемов планировки и застройки, повышение уровня благоустройства позволят обеспечить охрану и восстановление природных ресурсов (чистоту воздуха, воды, почвы, сохранение и восстановление зеленых насаждений), создать условия для трудовой деятельности и жизни городского населения. Исторический обзор садово-паркового искусства. Сведения, полученные в результате археологических раскопок, сохранившиеся отрывочные описания, рисунки позволяют сделать вывод о древнем происхождении садов и парков. К сожалению, поступательное движение природы, смена вкусов, постоянно расширяющиеся возможности человека не сохранили в первозданном виде ни одного древнего сада или парка. Тем не менее анализ их развития позволяет утверждать, что каждый исторический период существенно влиял на формирование территорий, занятых зелеными насаждениями, приводя их в соответствие с требованиями общества своего времени. Сохранившиеся письменные источники сообщают, что в Древнем Египте (2160—2000 гг. до н. э.) храмовый комплекс Ментухотепов, расположенный на берегу Нила, украшали декоративные растения. В период возвышения Египта и расцвета его древней столицы Фив у храмов создаются священные рощи, в виллах знати — декоративные сады, за городом (в резиденциях фараонов) — обширные зеленые массивы. Отрабатываются варианты планировочных решений территории, размещения и группировки растений. Некоторые приемы формирования пространства, разработанные при строительстве дворцовых комплексов (в частности, приемы контраста), с успехом переносятся в сад. Центром небольших участков, как правило, был прямоугольный водоем, который влиял и на регулярное решение территории. Сад знатного египтянина (план) На рубеже XV—XIV вв. до н. э. дворец в Ахетоне (Мару-Атон) представлял собой комплекс из двух частей. В центре северного сада размещался бассейн внушительных размеров — 60X120 м. Появление водоемов разнообразных очертаний свидетельствует о том, что их начинают использовать не только как резервуары воды для полива растений, но и в декоративном оформлении территории. Сочетание воды и растений с высокими плотными кронами улучшало микроклимат, поэтому вдоль водоемов создавались тенистые аллеи. Растения высаживались на террасах в грунт или в отдельно стоящие кадки. Вся территория обносилась каменной оградой, а вдоль нее высаживались деревья. Несколькими веками позже сады при дворцах, храмах, виллах знати и заповедные охотничьи парки возникают в Ассирии и Вавилоне. В долине Двуречья — Тигра и Ефрата появляются озелененные, обводненные небольшие оазисы, обширные охотничьи леса. Эти два типа озелененных территорий видоизменялись на протяжении столетий, частично смешивались, дополняли друг друга. Они рассматривались как с утилитарных, так и с «идеальных» позиций, удовлетворяя требованиям пользы и красоты. До нас дошли сведения, что около города Харсабада в VIII в. до н. э. царь Саргон II из растений (кипарис, ива, кедр, платан и т. п.), привезенных из военных походов в другие страны, создал редкий по красоте парк. Сын Сар-гона II Сан Хериб в VII в. до н. э. построил новую столицу Ниневию, в которой царский дворец возвышался в окружении парка, созданного в виде террас ступенчатой пирамиды, соединенных лестницами и пандусами. Пышная растительность чередовалась с открытыми пространствами искусственных водоемов с экзотическими рыбами. Среди деревьев и кустарников обитали редкие звери и птицы. Из павильонов и беседок, размещенных на видовых площадках, открывались живописные панорамы. Южный дворец Навуходоносора (VI в. до н. э.) был знаменит висячими садами, по преданию построенными по приказу Навуходоносора II для жены мидянки, не привыкшей к плоскому безлесному ландшафту Вавилонии. По сохранившимся остаткам можно предположить, что мощные столбы перекрывались каменными плитами, на которых размещалось несколько слоев кирпича, битума, тростника, свинца и толстый слой земли. Похожие приемы были применены и при создании широко известных висячих садов «восьмого чуда» света, создание которых при царском дворце Вавилона приписывают ассирийской царице Семирамиде. Анализ сохранившихся древних письменных источников, барельефов и материалы раскопок позволили ученым сделать вывод, что сады представляли собой террасы (предположительно четыре или более), огромной зеленой лестницей возвышавшиеся над царскими покоями. Нижняя терраса имела размер 45X40 м, верхние были меньше. Общая высота постройки, видимо, была порядка 20—22 м и соответствовала уровню крепостной стены. На высокие платформы, сложенные из кирпича-сырца и облицованные обожженным кирпичом, укладывались послойно гипс, камыш, асфальт, свинец и плодородный слой земли. Непосредственно из дворца был выход в сад, органично дополнявший дворцовый комплекс. Наиболее живописный вид открывался с верхней террасы. Каждая терраса была раскрыта в сторону более широкого уровня. Можно предположить, что равнинные растения (видимо, преобладали деревья) высаживались на нижних террасах, а на верхних — растения горной местности. Сад имел сложную систему полива. Водяными насосами вода по трубам подавалась из Евфрата в верхний бассейн, откуда она стекала, распределяясь для полива растений, образуя фонтаны и каскады, создавая вместе с ухоженной, живописно размещенной зеленью красочную панораму. Впервые в Европе сады появились в Древней Греции около тысячи лет до н. э. Озелененные территории были нескольких типов: нимфеи, герооны, общественные сады, философские, сады жилых городских домов и загородных вилл. Все они в основе архитектурно-планировочного решения имели правильный геометрический рисунок. Нимфей — священная роща (дубовая, кедровая или оливковая), раскинувшаяся вокруг источника. Со временем для ее украшения использовали скульптуру, колонны, небольшие символические храмы. Героон — мемориальная роща, служившая местом захоронения героя и посаженная в память о нем. Украшалась она статуями, колоннадами, бассейнами, фонтанами. В более поздние времена герооны превращаются в общественные парки, используемые для занятий спортом, гимнастических игр, состязаний. Система физического воспитания молодежи тех времен ставила перед собой цель гармоничного развития человека, поэтому занятия проводились под открытым небом в окружении живописной природы. Начинают сооружаться стадионы для проведения игр, ипподромы для состязания колесниц, на склонах холмов возводятся открытые амфитеатры, создаются арены для гимнастических упражнений. В тени деревьев, у водоемов для отдыха участников состязаний строились беседки. На прилегающих к спортивным сооружениям территориях высаживались деревья и кустарники. Сады общественного значения получили широкое распространение в V—IV вв. до н. э. Их создавали около храмов, расположенных на главной городской площади. В тенистых садах проходили философские диспуты, проводились занятия с учениками. По преданию, в таком саду Платон (427— 347 гг. до н. э.) учил Аристотеля. Ученые предполагают, что появление «философских» садов связано со стремлением удовлетворить растущие духовные потребности, создать обстановку, способствующую размышлению и наслаждению природой. Искусство садов достигло расцвета, когда впервые стали применять приемы ландшафтной организации территории. В отличие от садов древневосточных деспотий они создавались не для богов или царских охот, а для созерцания прекрасного, прогулок. По дошедшим до нас сведениям, сады при частных жилых домах часто представляли собой как бы продолжение интерьера дома под открытым небом, символизировали единство искусства и природы. Внутренние дворики имели регулярную планировку и украшались фонтанами, искусственными водоемами, скульптурой. Выращивались не только овощи, фруктовые деревья, но и цветы, декоративные растения. Древние греки имели уже систематизированные знания относительно флоры и фауны. Гиппократ (460— 377 гг. до н. э.) упоминает в своих трудах около 250 названий растений, а Аристотель (384—322 гг. до н. э.) уже 500. Аристотель впервые рассматривает в своих работах агротехнические приемы выращивания растений. В V—I в. до н. э. греческие парки в основном утрачивают свои общественно-воспитательные функции, превратившись в учреждения отдыха и развлечений. Садово-парковое искусство Греции оказало прямое влияние на развитие во II в. до н. э. римских садов и парков различного назначения. Первоначально сады были утилизированы и состояли из плодовых растений: яблонь, груш, маслин, ягодных кустов и только иногда в них произрастали декоративные деревья — платаны, буки, лавры, кипарисы. Когда из покоренной римскими легионами Греции и других стран хлынули поток рабов и прекрасные произведения искусств, в Риме стали создавать роскошные виллы и великолепные сады с колоннадами, библиотеками, музеями и т. д. Из завоеванных стран вывозились и растения, которые позволили значительно расширить ассортимент высаживаемых деревьев, кустарников и цветов. С религиозным культом были связаны священные рощи, в которых возвышались храмы, создавались часовни, гроты, устанавливалась скульптура религиозного значения. На главных площадях, около театров, терм, других общественных зданий устраивались городские сады общественного значения. Они предназначались для прогулок и служили своеобразным фойе под открытым небом, местом отдыха во время перерывов или до начала представлений или других занятий. В термах римляне проводили большую часть времени за деловой и дружеской беседой, чтением, изучением наук, физическими упражнениями, созерцанием природы — занятиями, доставлявшими удовольствие. Нередко термы служили и хранилищами коллекций живописи и скульптуры, собраний редких книг. В термах Каракаллы, занимавших территорию около 15 га в благоустроенном живописном парке, размещались залы для физических упражнений, бассейны для плавания, площадки для занятий спортом, отдыха, развлечений, эстрады для выступлений. Частные городские сады Древнего Рима были придворцовые, придомовые и внутридомовые с характерными для каждого из них растениями. Придворцовые сады отличались пышной растительностью, богатством оформления с использованием скульптуры, декоративных элементов, фонтанов, водоемов. Много сведений о садово-парковом искусстве этого периода дали раскопки Помпеи. В жилых домах знатных людей были сады в виде геометрически правильного озелененного дворика (перистиль) с водоемом в центре, окруженным колоннадой. В них среди зеленых газонов, цветников, в окружении декоративного кустарника и деревьев размещались скульптура, бассейны, фонтаны, беседки, увитые виноградом и плющом перголы. Дорожки и площадки выстилались " каменными плитами. На стенах двориков сохранились любопытные фрагменты декоративной живописи — нарисованные садово-парковые пейзажи, зрительно увеличивавшие пространство сада. Эти рисунки позволяют предположить, что в Древнем Риме наряду с регулярными композициями начинает применяться и пейзажная планировка. Наиболее характерными примерами являются: Помпеи, вилла Мистерий III—II вв. до н. э.; Помпеи, вилла Диомеда I в. до н. э. В описаниях вилл этой эпохи появляется термин «топиарное искусство»— искусство фигурной стрижки растений. Подстриженным кустарникам придавали вид геометрических фигур, животных. Из-за ограниченности территорий древнеримских городов состоятельные римляне в I—II в. н. э. стали приобретать участки на тихой городской окраине или вне городской стены и строить на них загородные виллы. Загородные виллы, лишенные тесноты, позволяли создавать комфортабельные жилища. При строительстве дома учитывались микроклимат, направление господствующих ветров, инсоляция. Римляне научились регулировать температуру и влажность воздуха не только в разное время года, но и в течение дня., Загородные виллы отличались взаимопроникновением архитектуры и природы. Природа входила в дом в виде живой зелени и пейзажей на стенах, раздвигавших внутреннее пространство дома. Естественные природные пейзажи благодаря восприятию под разными углами зрения, с разных уровней каждый раз смотрелись по-новому. В богатых виллах создавались специальные устройства для занятий физической культурой: термы, плавательные бассейны, солярии, студии, гимнасии, крытые прогулочные аллеи. Постепенно загородными виллами были застроены наиболее удобные, обращенные к морю склоны на побережье Неаполитанского залива и Адриатики. Рельеф местности требовал создания системы искусственных террас, соединенных лестничными переходами. В подпорных стенках устраивались гроты, водяные каскады. Получили распространение партеры с цветниками и мраморная скульптура, установленная на фоне стриженого кустарника и деревьев. Планировка сада была геометрически правильной формы и подчинялась основному акценту — жилому дому. Термы, бассейны, каскады, фонтаны были обязательными для богатой виллы, а для них, а также для" полива в условиях жаркого климата требовалось много воды. Поэтому в садах сооружались резервуары для сбора воды, которая распределялась по разветвленной водопроводной сети. В садах Древнего Рима получил распространение плоский сад—ксист. Он представлял собой участок перед домом, как правило, размером 20 X10 м, разделенный на квадраты или прямоугольники в виде газонов, окаймленных бордюром. В загородных поместьях создавали и другой объемно-пространственный элемент — располагаемый на ровном рельефе сад-ипподром, имеющий размер 60X160 или 70X200 м. В богатых загородных резиденциях территория обычно разделялась прямыми аллеями на декоративный сад, огород и плодовый сад, имеющие правильные очертания, иногда к ним примыкал естественный лес, в котором прокладывались тропинки для прогулок, устанавливались памятники, фонтаны, бельведеры, увитые виноградом перголы, оформлялись рыбные пруды. Такие парки занимали значительную площадь (латрентийский парк «Гортензия»— 150 га). В I—II вв. в Италии распространяется смешанный тип вилл, который предоставлял возможность владельцу сочетать труд с отдыхом и развлечениями. Появившиеся сельские виллы практически полностью обеспечивали свою жизнь и являлись самостоятельными экономическими единицами. В садах росли грецкий орех, инжир, каштаны, шелковица, айва, слива, вишни, абрикосы, персики, миндаль, виноград и т. п. С упадком Римской империи приходили в запустение и великолепные сады, однако с конца средневековья и особенно в эпоху Возрождения достигшее высокого уровня декоративное садоводство оказало сильное влияние на дальнейшее развитие садов и парков. В истории садово-паркового искусства Ближнего Востока и Передней Азии представляет интерес период могущества Персидского рабовладельческого государства. В 550 г. до н. э. оно включало Мидию, Ливию, Двуречье, современное Закавказье, Сирию и всю Малую Азию. На обширных территориях строились дворцы с садами и парками, в которых для охоты разводились олени, барсы и даже львы. Такие парки назывались парадизами. Создавались они по принципу регулярной планировки. Совершенствуя приемы размещения растений, расширяя ассортимент деревьев, кустарников и цветов, используя особенности рельефа, умело включая бассейны, каналы, фонтаны и водные каскады, иранские архитекторы и садоводы создали неповторимые произведения садово-паркового искусства. Персия (Иран) стала родиной многих видов растений (особенно роз, сирени, тюльпанов, лилий). Разнообразные и благоприятные природные условия — обширные равнины и высокие горы, буйная растительность, большие и малые реки, водоемы, а также традиционное мастерство местных строителей способствовали развитию садово-паркового искусства Индии. Выдающимся памятником Индии XVII в. является мавзолей Тадж-Махал (1630—1652). Планировка садов была регулярной с четкими осями симметрии. Многочисленные реки и озера вызвали появление особого вида садов на воде в виде плавающих островков. На своеобразные платы насыпался грунт, в который высаживались растения, цветы. В Индии были распространены также особые сады с лекарственными растениями. Мавзолей Тадж-Махал. Индия Большой интерес представляет садово-парковое искусство Китая. Начиная с XII в. до н. э. в Китае произошла абсолютизация эстетических качеств природы: земли и воды, скал, холмов, растений. Возникший здесь в садах и парках стиль получил название ландшафтного, или пейзажного. С XVIII в. он оказал влияние на формирование европейских садов и парков. Учитывая устойчивые традиции, связанные с культом и философией китайских религиозных' учений, можно предположить, что более поздние сады незначительно отличаются от впервые возникших. Китайцы всегда ценили живописность природы, умело ее оберегали, они наслаждались ее красотой, что нашло отражение в организации природных ландшафтов. В композиции включались холмы, скалы, озера и протоки, необычные формы деревьев и кустов в сочетании с зеленью травы и яркими цветами. В пейзаж органично вписывались дворцы, павильоны, пагоды, беседки, горбатые мостики, прокладывались извилистые дорожки с площадками свободных очертаний. По дошедшим до нас сведениям один из первых парков в Китае был создан в XII в. до н. э. императором Чеу. В 247 г. до н. э. территория императорских садов достигала 120 км по окружности. Кроме крупных императорских парков в Китае были распространены и небольшие сады возле жилых домов, в которых подчеркивалась красота природного ландшафта в миниатюрных формах — выращивались карликовые деревья, создавались мини-водопады, ручейки, игрушечные скалы. Сады монастырей и храмов тоже имели характер пейзажной композиции. Водоемы с гладкой поверхностью были важным компонентом сада, образующим основные открытые пространства. Островки, берега извилистых очертаний, оформленные высокой растительностью, горбатые мостики дополняли пейзаж. Для садов и парков Китая характерно разнообразие приемов включения воды: зеркальные поверхности озер, каналы, заросшие маленькие пруды, ручьи. Пространственная композиция парков отличается органичной связью с окружающим ландшафтом. Сад Лю относится к XVIII в., но сделан он по принципам планировки старых садов. Средняя, основная из трех частей парка связывает все ансамбли между собой, центральный водоем имеет островок с узкими каменистыми переходами. На водоем выходят павильоны с открытыми террасами. Противоположная сторона оформляется высокой насыпной каменистой горкой. Беседки установлены на местах с красивыми видами на пейзаж. Извилистая галерея с системой павильонов окружает эту часть парка по периметру. Вокруг водоема устроена обходная галерея, при ее повороте каждый раз перед идущим возникает неожиданная панорама. В галерее предусматривались проемы разнообразной формы, через которые открывались живописные виды, зрительно увеличивавшие пространство сада. В некоторых местах, на границе маленького участка, на стене беседки или галерее устанавливались зеркала, которые увеличивали перспективу и размеры сада. Увеличение пространства достигалось и за счет отражения сооружений и деревьев в воде. Сад Лю занимает всего 2 га, но благодаря мастерству садовников, постоянной смене композиций, пейзажей он производит впечатление большого парка. Сад Лю в Су-Чжоу. Китай (план и разрез) 1 — павильон «Переплетенных ветвей старого дерева»; 2 — «Зал, погруженный в лазоревые горы»; 3 — «Платформа прохлады»; 4 — здание «Ясного шелеста ветра»; 5 — закрытая веранда «Дерева аромата корицы»; 6 — беседка «Можно остановиться»; 7 — беседка «Водной ряби»; 5 — павильон «Сада легкого ветра»; 9 — павильон «Пяти горных пиков»; 10 — библиотека; 11 — павильон «Древнего лесного родника»; 12 — «Павильон для облака»; 13 — «Беседка для облака»; 14 — «Озеро для облака»; 15 — беседка «Радостного снега и дождя»; 16 — «Самая веселая беседка»; 17 — «Беседка спокойствия» Названия парков и сооружений имели символический характер. Например, парк Ихэюань около Пекина в средние века называли «Парком спокойствия», позже его стали называть «Парком чистейшей водяной зыби». Парковые сооружения назывались: «Павильон созерцания и воспоминания», «Беседка, омываемая ароматом леса», «Беседка ожидания инея» и т. п. Широко использовалась декоративная скульптура в виде драконов, львов, а также малые архитектурные формы — курильницы, стелы и небольшие кирпичные стенки или столбики с черепичной крышей. Примерно в VII в. садово-парковое искусство из Китая пришло в Японию. Здесь на островах под влиянием более теплого и влажного климата, своеобразного ландшафта, другого социально-бытового уклада жизни оно видоизменилось, приобрело специфические черты. Японские сады и парки отличаются прежде всего применением многочисленных и разнообразных приемов воздействия естественной природы на сознание человека. Среди зелени и цветов, воды и камней создаются условия для уединения и длительных размышлений, созерцания и восприятия красоты природы. Возникают и быстро получают распространение миниатюрные сады с «идеальными ландшафтами». В таких садах рельеф, форма растений, текстура ствола, количество и размещение ветвей, величина, цвет и положение камней — все до мельчайших деталей продумывалось и имело символический смысл, философское значение. До совершенства были доведены приемы сочетания покрытий: обработанных (квадратные, прямоугольные, круглые и т. д.) и естественных форм (каменные плиты, гравий, песок, галька и т. д.) с учетом разнообразия их оттенков (от практически черных до белоснежных) и множества вариантов цветовой гаммы газонов, растений и земли. Японцы явно отдавали предпочтение мягким серовато-зеленым оттенкам. Для создания в микросадах гармоничных композиций садоводам удалось вывести карликовые, как правило, вечнозеленые растения. Среди таких деревьев наиболее живописна зонтичная сосна. Когда это искусство достигло совершенства, миниатюрные сады перешли в помещения — в домах для них предусматривались специальные ниши; нередко миниатюрные сады размещались на подносах. Следует отметить, что в японских садах цветочные акценты расставлялись с большим умением и только в необходимых местах. С древних времен на протяжении многих веков садоводы совершенствовали искусство создания декоративных цветочных композиций — икебана. На сады и парки Японии большое влияние оказывали местные условия, поэтому они были чрезвычайно разнообразны по размерам, по своему архитектурно-планировочному решению. Одни из них создавались на равнине, другие — на холмах, иногда водоем отсутствовал, иногда он становился центром всей композиции. Однако в VIII—XII вв. предпочтение начинают отдавать пейзажным садам — «озера и острова». Садоводы разрабатывают принципы организации ландшафтных парков, приемы тонкого контрастного использования цвета, формы, фактуры материала, пространства (открытых и закрытых участков) и т. д. В балансе территории садов рекомендуется под застройку отводить не более 40 % всей территории. Вода и песок, причудливые деревья и покрытые мхом скалы, выветренные камни и разнообразные травы в сочетании с древними каменными фонарями и вазами, старой потемневшей мебелью, ажурными декоративными мостиками и беседками создавали своеобразные, неповторимые композиции. В поэтичных названиях авторы стремились дать информацию о саде. Так, известный мастер Кокуси Мусо (1276—1351) создал «Сад мхов», «Сад воды», «Сухая водная гладь», «Предание о садах». Соами (1459—1525), развивая учение о контрастах, создает 12 обычных и морских ландшафтных стилей. Именно в этот период начинает развиваться учение о ландшафтных темах — основе современного проектирования. В более поздние времена появляются парки на значительных территориях, но создавались они, как правило, путем объединения нескольких небольших самостоятельных садов, которые сохраняли свои композиции. И в настоящее время в садах при доме используются древние традиции уникального японского садово-паркового искусства. Городские сады в средние века создавались в чрезвычайно стесненных условиях застроенных узких улочек и представляли собой небольшие, ограниченные озелененные пространства, Внутренние садики напоминали римские перистильные дворики, иногда у них выделялись специальные участки для отдыха и развлечений. Ненамного больше были сады при замках и монастырях (на монастырских землях выращивали овощи, ягоды, фрукты, лекарственные растения). Утилитарные сады, как правило, имели регулярную планировку. В VIII в. на Ближнем Востоке образовалось мощное арабское государство, которое существенно повлияло на все дальнейшее развитие садово-паркового искусства, создав его новое направление. Средневековые сады в арабских странах и Иране отличались богатством, роскошью. В них не только обыгрывался ландшафт, использовались живописные рельефы, лучшие качества воды и растений, но и важное место в создании композиций отводилось культурным ценностям, завоеванным в походах. Геометрически правильный рисунок садов подчеркивался регулярной планировкой системы каналов, прямоугольными газонами. По периметру сад окружали высокие каменные ограды или стены зданий. План садов Главного входа в Альгамбре После завоевания Испании маврами в VIII в. в интимных двориках возникает испано-мавританский сад патио, который произошел от атриума античного Рима и от средневекового монастырского сада. В этих садах широко применяются декоративные элементы — фонтаны, бассейны, каскады, каналы, стенки, скамейки и т. д., гармонично связанные с пространством сада, его масштабом, архитектурой сооружений. Патио создавался для спокойного отдыха, раздумий и созерцания. В сравнительно короткое время появились великолепные сады «патио» в дворцовых ансамблях Альгамбры и Генералифа. Сады замка Альгамбры в основном сохранились, хотя и подверглись реконструкции в эпоху Возрождения при строительстве на этой территории дворца Карла V. Они представляют собой небольшие 100—150 м (только сад у входа 0,5 га) отдельные участки, размещенные в разных уровнях. Вода постоянно движется, переливаясь из бассейна в бассейн, образуя бесчисленные каскады и водопады. Проложенные по саду дорожки замощены, причем на них выложены удивительной красоты орнаменты. Украшением служат и цветы, растущие в вазонах или горшках. Из сада открывается вид на Генералиф (летнюю резиденцию мавританских королей), восемь террас которого расположены на склоне холма. Террасы не связаны единым композиционным решением, каждая из них решена самостоятельно. И тем не менее они объединяются водой, которая в изобилии появляется из скалы на самой высокой отметке и затем в разных формах постоянно присутствует в саду. В X—XV вв. мрачное средневековье уступило место эпохе Возрождения. Новое мировоззрение усвоило идеи и достижения античной Греции и Рима, взяло все лучшее и в соответствии с требованием времени способствовало возрождению культуры и искусства. Садово-парковое искусство Возрождения и барокко в Италии. Культура Возрождения (Renaissance — фр.) возникла в Италии, в богатой Флоренции. В конце XIV—в XV вв. за городом на живописных холмах возводятся роскошные виллы с садами на террасах. В этих садах (таких, как Вилла Медичи в Фьезоле) удачно сочетались яркая южная зелень, водные устройства и малые архитектурные формы. Учитывая особенности рельефа, специфику теплого климата и пышную растительность, зодчие и садовники, используя приемы регулярной планировки, создавали удивительно торжественные виллы. Опыт флорентийцев быстро распространился в Риме и других итальянских городах. Знаменитые итальянские архитекторы и художники Браманте (1444—1514), Рафаэль (1483—1520), Палладио (1508—1580) оказали существенное влияние на дальнейшее развитие теории и практики садово-паркового искусства этого периода. В итальянских садах симметричное планировочное построение велось от главного здания, расположённого на верхних отметках участка, а вся территория решалась комплексно. На склонах устраивали террасы, лестницы, пандусы, подпорные стенки, балюстрады, гроты. Устанавливалось много скульптуры, как правило, на мифологические темы. В тени деревьев размещали каскады, фонтаны, бассейны, а подножье холма украшали обширными зелеными коврами с орнаментами из цветов. Виньола, П. Лигорио и другие зодчие итальянского Возрождения разработали приемы композиции регулярного сада правильных геометрических форм на сложном рельефе и применили их в виллах Боболи, Капрарола и д'Эсте. План виллы Капрарола 1 — площадка; 2— пилоны с бюстами; 3— фонтан; 4 — гроты; 5 — каскады; б — спуски; 7 — фонтан Кубка; 8 — сад; 9 — фонтан; 10 — лестница; 11 — казино; 12 — терраса. В вилле д'Эсте важнейшая роль отводилась воде, она наполняла практически весь парк. Это и мощный ниспадающий в бассейн каскад Сибиллы, аллея ста фонтанов и многие другие водные устройства, но особенно привлекал внимание и вызывал удивление бурлящий поток, падавший с высоты холма и исчезавший в цветнике. Сад виллы д'Эсте (1550—1572) расположен симметрично на террасах. Любопытно, что даже когда с одной стороны рельеф начинает подъем, симметричный рисунок (в плане) продолжается. В усадьбах перспектива поперек холма обычно завершалась главным сооружением виллы, а горизонтальные аллеи нередко заканчивались стенами стриженых деревьев, в нишах которых устанавливалась беломраморная скульптура. На фоне такой естественной декорации давались театрализованные представления. К концу XVI в. в садово-парковом искусстве Италии утвердилось новое направление — барокко. Оно соответствовало изменившемуся вкусу богатой церковной и чопорной вельможной знати, увлекшейся причудливостью и пышностью форм. В это время создаются виллы Альдобрандини, Боргезе, Албани. Усложняются скульптурные композиции фонтанов и каскадов, в планировку территории помимо прямоугольных пересечений вводятся диагональные связи, в цветниках используются изощренные очертания. В эпоху Возрождения и барокко в итальянских садах были найдены наиболее характерные для того времени художественные приемы. Архитектуре сооружений и малых форм, каменным и мраморным деталям уделялось не меньше внимания, чем естественной природе. Сады устраивались на небольших участках: сады виллы Ланте близ Ви-тербо — 1,4 га, виллы д'Эсте в Тиво-ли — 3,5 га, виллы Изола Белла на острове озера Маджоре — 3 га и т. д. Исключение составляют сады Боболи «площадью 35 га. Садам, расположенным на разных уровнях, свойственны законченность композиции каждой террасы и одновременно гармоничное включение такого самостоятельного элемента в общее решение территории виллы. Широкое применение находят смотровые площадки; в тех случаях, когда пространство обращено в две или три стороны, то обязательно акцентировалось главное направление. Увлечение «барокко» просуществовало с XVI в. до второй половины XVIII в. Стили эпохи Возрождения и барокко получили распространение и повлияли на развитие садово-паркового искусства и в других странах Европы. Однако иные климатические условия, другие виды растений и более спокойный рельеф, позволявший увеличивать размеры территории, внесли существенные коррективы в традиционные композиционные приемы. Вторая половина XVII в. оказалась наиболее значительной в паркостроении Франции, где проявил свой талант выдающийся мастер Андре Ленотр (1613—1700). За свою долгую жизнь он создал немало прекрасных парков. Среди них классические парки Во-ле-Виконт, сад «Тюильри», «Шантиль», «Марли» и др., но наиболее известное творение А. Ленотра — парк Версальского дворца (1662—1700) — резиденции Людовика XIV. В условиях использования громадной территории (вместе с прилегающим лесным массивом — 1738 га) мастеру удалось достичь гармоничного единства архитектуры сооружений, скульптуры, водных устройств и зеленых насаждений. Парк представляет собой систему разноуровневых пространств, состоящих из отдельных регулярных частей. Высота террас незначительна по отношению к их протяженности, но искусно созданный рельеф увеличивает впечатление масштабности и бескрайности дальних перспектив. Использовались различные виды пространства: замкнутые в боскетах; раскрытые в партерах, бассейнах, каналах; закрытые в аллеях с трельяжами, увитыми растениями. План парка Во-ле-Виконт В XVIII в. композиции Версальского парка и его элементы широко применялись в странах Западной Европы и в России. В XVII—XVIII вв. великолепные регулярные дворцовые парки создаются в Италии (Казерта), Австрии (Шенбрун и Бельведер), Испании (Ла Гранха), Германии (Сан-Суси, Ним-фенбург), Польше (Виланув). Садово-парковое искусство Западной Европы и Америки XVIII—XIX вв. изменило художественные принципы. Новые капиталистические отношения в Европе вызвали бурное и хаотичное развитие промышленности, жилищного строительства, что привело к резкому ухудшению санитарно-гигиенических условий городской жизни. Города нуждались в зеленых насаждениях, а места для их размещения не было. Только когда началась реконструкция застройки и стали сноситься крепостные стены, потерявшие свое значение, на их месте появились бульвары (Вена, Рига). Небольшие сады и скверы общественного пользования возникают вместо снесенных строений, на пустырях и свалках, на непригодных для строительства территориях и в карьерах после проведения необходимой рекультивации. Но из разрозненных, случайных участков невозможно было создать торжественные сады правильных геометрических форм, распространенных в предыдущую эпоху. Кроме того, буржуазия нуждалась в более экономичных решениях и вскоре сделала свой выбор, остановившись на своеобразном пейзажном стиле, который возник в наиболее развитой Англии, а его истоки уходили на древний Восток. Еще не были забыты пышные регулярные сады, поэтому первые пейзажные парки нередко украшались необычными сооружениями и эффектными видами. Создаются искусственные руины в романском или готическом стиле, восточные (китайские или индийские) своеобразной архитектуры сооружения. И все же главным в пейзажном парке было то, что природа выступала в своей естественной красоте, во всем многообразии форм, цвета, материала. Сохранялся живописный рельеф местности, водоемы имели естественные очертания берегов. Деревья или кустарник высаживали отдельно на открытой поляне, чтобы лучше подчеркнуть их красоту, или небольшими группами, рощами с округлыми контурами. Важная роль отводилась системе тропинок, с которых открывались дальние перспективы на окружающий ландшафт. Для создания впечатления единства с естественной природой за пределами парка можно было высаживать группы деревьев, строить сооружения, которые вводились в композиции пейзажных видов, открывавшихся с прогулочных маршрутов. Разрабатываются приемы организации композиционных акцентов — около зданий появляются участки регулярной планировки с розариями, фонтанами, скульптурой, стрижеными растениями. Одним из ранних и типичных английских пейзажных парков стал парк Стоу близ Бирмингема. Его начал создавать Бриджемен в 1713 г., а завершил в 1738 г. У. Кент. Территория парка площадью около 100 га имела неправильную форму и разнообразный рельеф (глубокий овраг, холмы, пологие склоны). Аллеи и дорожки свободными извилистыми линиями огибали водоемы, терялись в зелени и вновь появлялись на видовых площадках озер, у мостиков или парковых павильонов. Живописные группы деревьев и кустарников окаймляли большие и малые поляны, создавая дальние перспективы. Авторам удалось уничтожить зрительную границу между парком и окружающим ландшафтом. Во второй половине XVIII в. парки, в которых расширялись коллекции экзотических растений, превратились в ботанические сады, а романтичные устройства исчезли, уступив свое место живописным объектам естественной природы. В 1758 г. Чемберс на берегу Темзы создает на площади 160 га интересный парк Кью. В настоящее время он известен как один из лучших ботанических садов Европы. В 1867 г. Андре на 156 га, размещенных среди застроенных участков, начинает создавать Сефтон-парк (Ливерпуль). Его планировка была основана на переплетении кругов, эллипсов и плавных кривых, которые четко просматриваются на плане, но из-за своего масштаба и созданной системы озер, ручьев свободных очертаний, пересекающих весь парк, в натуре не воспринимаются как геометрически правильные кривые. Парк рассчитывался на разнообразный массовый отдых. Выход в 1772 г. работы Вильяма Чемберса «О восточном садоводстве», иллюстрированной гравюрами с видами китайских императорских садов, привел к быстрому распространению идеи создания ландшафтных парков восточного типа. Большой вклад в развитие пейзажного стиля внес теоретик и практик ландшафтного искусства X. Рептон (1752—1817). Он очень умело использовал широкие газоны и отдельно стоящие деревья или живописные группы. Такой тип парка в Англии наиболее распространен в настоящее время. Широко известен Гайд-парк в Лондоне и не только из-за своей территории (300 га): посетителей сюда привлекают прежде всего устойчивые против вытаптывания газоны и редко стоящие прекрасные вековые деревья. Популярность парка отразилась на планировке его территории и внешнем виде. В настоящее время по основным направлениям движения пешеходов дополнительно проложена целая сеть аллей и дорог. Сефтон-парк в Ливерпуле 1 — лужайка для крокета; 2 — лужайка для спортивных игр; 3 — парк оленей; 4 — домики-приюты; 5— ресторан; 6— музыкальный павильон; 7 — ботанический сад. Из Англии пейзажные парки распространились по всей Европе. Вот некоторые из них: 1815—1845 гг.— парк Мюскау и в 1864 г.— парк Ним-фенбург в Германии, в 1864—1867 гг.— Бют-Шомон и в 1870 г.— парк Монсо во Франции. Следует отметить, что пейзажные парки создавались на самых разнообразных по рельефу и размерам участках. Парк Монсо имеет 12 га, а парк Мюскау — 1250 га. В конце XIX в. быстрый рост посещаемости городского парка обусловил появление в его границах новых планировочных и объемных элементов — спортивных площадок, зоологических и ботанических садов, музеев, музыкальных павильонов, сооружений транспорта, ресторанов и т. п. Расширение номенклатуры сооружений усложняло объемно-пространственное решение парков, требовало изучения особенностей композиций паркового пространства различных функциональных зон. Исследования позволили сделать вывод о целесообразности создания специализированных парков. XIX в. можно считать периодом становления городского общественного парка. Помимо вновь создаваемых садов и парков общего пользования открываются для горожан и некоторые частные, которые подвергаются реконструкции в связи с новыми функциями. В США (Чикаго, Бостон, Сан-Франциско) создаются известные ландшафтные парки, рассчитанные на посещение многих тысяч людей. В 1857 г. Олмстед-старший на территории 300 га создает Центральный парк в Нью-Йорке — прекрасный пейзажный парк, представляющий собой систему открытых и закрытых пространств. Появляются парковые дороги. Вашингтон-парк в Чикаго (США) 1— поляна для игр и отдыха на газоне; 2 — площадь собраний; 3 — спортивная площадка; 4 — конюшня; 5 — ресторан; 6 — хозяйственные постройки Садово-парковое искусство России зародилось, видимо, более 2 тыс. лет назад. До нас дошли сведения, что греческий историк Геродот в V в. до н. э. упоминал о садах на берегах Днепра. О садах Киева на Днепре позже писал летописец Нестор (XI—XII вв.). К сожалению, о данном периоде можно судить только по очень редким и чрезвычайно кратким сведениям из сохранившихся летописей и берестяных грамот. До XIV в. на Руси сады разбивались в основном при монастырях. О московских «утилитарных» (плодовых) садах впервые говорится в «Домострое»— памятнике русской литературы XVI в. С XVI в. упоминаются аптекарские сады и огороды, где выращивались лекарственные растения. Из письменных источников мы узнаем о красоте садов Московского Кремля и загородной царской усадьбы в Измайлове. В XVIII в. был создан один из первых в России общественных садов (Измайлово) с лабиринтом, искусственным водоемом и зверинцем. С начала XVIII в. в России получил развитие регулярный стиль. В 1703 г. Петр I (1672—1725) основал Санкт-Петербург. Петр I не только выдвинул идею о закладке Летнего сада в новом городе — будущей столице Российской империи, но и был автором первого проекта планировки сада, который занимал в то время территорию современного Летнего сада— 11,2 га, Михайловский сад и Марсово поле. К царскому «парадизу» на Неве везли из Подмосковья березы и яблони, из Соликамска — кедры и пихты, из Гамбурга — каштаны, из Голландии - тюльпаны. О красоте Летнего сада восторженно отзывались уже в 1710 г. Он стал образцом регулярного парка с прямыми аллеями, аккуратными боскетами стриженой зелени, среди которых размещались беседки, фонтаны, скульптуры, деревья или кустарники, подстриженные в виде геометрических фигур (шаров, пирамид, кубов и т. д.). Летний сад и дворец были созданы в 1704—1725 гг.; к сожалению, его внешний вид изменился, сохранилась лишь часть планировочной структуры. В 1710 г. по указанию Петра I для отбора «акклиматизации и посадок растений» учреждается «Садовая контора», которая сыграла значительную роль в развитии русского садово-паркового искусства. Возросший интерес русского дворянства к античному искусству привел к увлечению садами и парками и размещению в них высокохудожественных декоративных произведений. Беломраморная скульптура не только красиво смотрелась на зеленом фоне листвы, но и несла определенную смысловую нагрузку. В первой половине XVIII в. великолепные дворцовые ансамбли и усадьбы с регулярными парками создаются как в столице, так и ее окрестностях. Это время рождения выдающихся парковых ансамблей: Петергофа (Петро-дворца) 1709 г., Стрельно 1710 г., Ораниенбаума (Ломоносова) 1710 г. Характерным и наиболее значительным по своим архитектурно-художественным достоинствам является Петергоф, задуманный Петром I (автор проекта X. Б. Леблон) как памятник победы России над Швецией. Парк -это один из выдающихся примеров мирового садово-паркового искусства. Всем перечисленным паркам свойственны умелое использование воды, рельефа, зеленых насаждений, строгость геометрических архитектурно-планировочных решений. План парков в г. Пушкине 1 — Большой Царскосельский (Екатерининский) дворец; 1 — Камеронова галерея; 3 — лицей; 4 — Александровский дворец; 5 — Грот; б — Эрмитаж. В окрестностях столицы в 1716 г. закладываются Царскосельские (г. Пушкин) парки. Перед фасадом Екатерининского дворца разбивается уникальный партер — создается вп

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow