Скульптура Древней Греции чаще всего имела погребальное или посвятительное значение. Надгробные памятники и посвятительные дары были индикатором благосостояния семей. Торговля и сельское хозяйство были сосредоточены в руках определенных людей, от них же зачастую зависели художественные заказы. Количество и качество пластики определялось не только богатством того или иного города или амбициями их правителей, но значимостью и великолепием святилищ, для которых скульптура предназначалась. Особенно крупные святилища находились в то время в Олимпии и Дельфах.
Два важнейших источника скульптурных памятников – это храм Геры на о. Самос, который претерпел ряд перестроек и имеет длинную и содержательную историю, и Афины при Пейсистрате. Афинский акрополь был задействован для религиозных целей в 60-е годы VI века, тогда же возрождается праздник Панафиней. Пейсистрат и его сыновья сохраняли гегемонию вплоть до 510 года. За этот период были построены храмы, украшенные скульптурой, хотя изначально доминировала архитектура. После смерти Пейсистрата в 527 году появляется большое количество посвятительных статуй. Во время персидского нашествия (480-479 гг.) пластика Акрополя пострадала. Вернувшиеся в город афиняне погребли разбитые статуи в земле, где они и были обнаружены археологами. Как показывают сохранившиеся базы, по крайней мере половина статуй была из бронзы, но бронзовых изображений не было обнаружено вовсе. Видимо, они были увезены персами, а разрушенные скульптуры переплавлены. Афины и сельские районы Аттики с их некрополями продолжают оставаться важнейшим источником пластики.
|
|
Во многих районах Греции обнаружены спорадические, но богатые собрания скульптуры. Это Олимпия, Дельфы, Делос, храм Аполлона Птусского, где было найдено свыше 120 фрагментарных статуй куросов, ионические храмы в Эфесе и Дидимах. Есть города и районы, в которых, несмотря на их культурную и политическую значимость, отмеченную историками, не обнаружено значительных произведений монументальной древней скульптуры. Это Коринф, Сикион, Аргос, Хиос и др. Из-за неполноты материальных свидетельств, сделать выводы о характере локальной стилистики и скульптурных школах достаточно трудно. В указанных районах присутствуют произведения мелкой пластики, но на основе этих данных можно сделать лишь умозрительные выводы. Таким образом, цельной картины стилей получить в полном объеме нельзя.
Важно еще упомянуть о деятельности диаспоры восточных художников в центральной Греции. Вследствие захватнической политики персов в Эгейском море, греческое население этих мест вынуждено искать пристанище в других районах. Странствующие художники с востока способствовали распространению определенного стиля, практически, повсеместно, хотя особая роль здесь принадлежит Афинам и территориям Аттики.
Далее будут рассмотрены главные стилистические направления скульптуры и главные типы статуй – куросы и коры.