Таблица 7.1
Наименование городских поселений | Плотность общественных функций, тыс. м2 раб. пл./га |
г. Минск Крупные города Большие города Средние города Малые городские поселения | Св. 8,0 до 10,0 включ. “ 6,0 “ 8,0 “ “ 4,0 “ 6,0 “ “ 2,0 “ 4,0 “ От 0,8 “ 2,0 “ |
Примечания 1 Выбор значений плотности в пределах указанных диапазонов следует осуществлять с учетом территориальных резервов, перспектив развития отдельных функций центров, а также ресурсных возможностей проведения реконструктивных мероприятий. 2 Дифференциация плотности в пределах центральной зоны конкретных поселений устанавливается на основе предпроектных исследований и правил застройки с учетом исторических, функциональных и архитектурно-композиционных особенностей поселений. 3 Для г. Минска, крупных и больших городов плотность общественных функций определяется для центрального ядра, а в малых городских поселениях — для общественного центра в целом. |
7.2.4 В г. Минске, крупных и больших городах на территории общегородского центра необходимо дополнительно выделять ядро — зону, отличающуюся наибольшей концентрацией и комплексностью объектов общественного назначения. Площадь ядра устанавливается из расчета от 1 до 3 м2 на одного жителя города. При определении территориальных границ ядра необходимо учитывать:
|
|
— интенсивность использования территории;
— архитектурно-художественную ценность объектов, комплексов и планировочной структуры, включая недвижимые памятники истории и культуры;
— привлекательность элементов природных ландшафтов и степень их освоенности;
— транспортную доступность для других районов города.
7.2.5 Площадь общественных центров в административных и планировочных районах крупных
и больших городов следует принимать, га:
— при численности населения района, чел. до 20 000 включ. — от 15 до 20 включ.;
— то же св. 20 000 “ 50 000 “ — св. 20 “ 30 “;
— “ “ 50 000 — “ 20 “ 60 “.
7.2.6 Специализированные центры следует формировать преимущественно в г. Минске, крупных и больших городах за счет группировки в единый комплекс застройки зданий и сооружений определенного профиля: административного, финансово-делового, научного, учебного, торгового (супермаркеты, гипермаркеты и т. п.), медицинского, спортивного и др.
При соответствующем обосновании допускается формирование специализированных центров
в средних и малых городах.
В зависимости от конкретной градостроительной ситуации специализированные центры следует размещать обособленно или в составе общегородских центров, центров районов, а также в виде самостоятельных планировочных элементов на главных магистралях города.
|
|
7.2.7 При структурно-планировочной организации общественных центров необходимо учитывать требования раздела 11, предусматривая формирование развитых пешеходных зон, которые должны:
— обеспечивать удобные пешеходные связи между учреждениями, предприятиями, комплексами обслуживания и остановками городского транспорта и транспортными узлами, обеспечивающими связь населенного пункта с пригородной зоной;
— отличаться разнообразием функций, содержать развитый набор обслуживающих учреждений и предприятий, а также места для кратковременного отдыха и социальных контактов;
— обладать индивидуальным архитектурно-художественным обликом.
7.2.8 Следует обеспечивать взаимосвязь общественных центров с озелененными территориями. Удельный вес озелененных территорий в пределах общественных центров должен составлять не менее 25 %, в центральных зонах поселений с исторической застройкой этот показатель может составлять 25 % и менее с учетом сложившихся условий при соответствующем обосновании. Парки общегородского и районного значения должны размещаться, как правило, на смежных с общественными центрами территориях и должны быть включены в единую систему его структурно-планировочной
организации. Проектирование озелененных территорий следует осуществлять в соответствии с требованиями раздела 9.
7.2.9 При разработке градостроительных проектов общественных центров в условиях реконструкции и нового строительства следует соблюдать требования законодательных актов и ТНПА
к составу, вместимости, размещению, пространственной доступности общественных зданий, сооружений и мест отдыха для граждан с ограниченными физическими возможностями. Пешеходные пути, ведущие к местам отдыха и к входам в общественные здания и сооружения, доступным для этой категории граждан, следует проектировать в соответствии с требованиями СНБ 3.03.02.
7.3.1 Систему обслуживания населения следует определять на основе дифференциации уровней обслуживания в зависимости от типа комплексов обслуживания и роли населенного пункта в системе расселения.
7.3.2 Комплекс обслуживания столицы г. Минска должен формироваться как составная часть инфраструктуры международного уровня и обеспечивать возможность проведения и обслуживания международных мероприятий, с одновременным управлением процессами территориальной организации сферы обслуживания всей республики.
7.3.3 Комплексы обслуживания областных центров должны включать уникальные объекты национального уровня: театры, музеи, художественные и торговые выставочные комплексы, спортивные сооружения и базы, фирменные предприятия внешней и внутренней торговли, дома мод, гостиницы и отели высшего класса, часть из которых может обеспечивать проведение международных мероприятий.
7.3.4 Комплексы обслуживания городов межрайонного значения должны дублировать ряд функций по обслуживанию населения, удаленного от объектов обслуживания областных центров, учитывая особенности каждого региона.
7.3.5 Комплексы обслуживания городов — центров районов должны обеспечивать предоставление стандартного набора услуг эпизодического, периодического и повседневного спроса населению района, являясь базой формирования сети рядовых стационарных и мобильных объектов, обслуживающих население малых городских и сельских поселений района.
7.3.6 Комплексы обслуживания в малых городских и сельских поселениях районов должны включать объекты обслуживания, обеспечивающие предоставление полного набора услуг периодического и повседневного спроса населению, проживающему в административных границах поселения и прилегающих территорий в пределах транспортной доступности согласно 7.4.2.
|
|
7.3.7 Определение параметров развития и функционально-пространственной структуры комплексов обслуживания населенных пунктов и их структурно-планировочных элементов следует осуществлять с учетом:
— особенностей планировочной структуры, функционального зонирования поселений и локализации общественных территорий;
— динамики численности, социально-демографической структуры населения;
— социальной и пространственной доступности различных видов учреждений и предприятий;
— состава объектов, их размещения, степени развитости выполняемых функций, состояния материально-технической базы и видов собственности.
7.3.8 Проектирование функционально-планировочной организации системы обслуживания, при необходимости, должно основываться на дополнительных исследованиях степени их развитости
в целом по поселению, городских административных районов и отдельных планировочных элементов.