Тип повествования, система образов в романе Горького «Дело Артамоновых»

За границей Горький приступает к созданию монументальных эпических произв-й переломной эпохи. 1й Т (1925) – «Дело Артамоновых». Горьковеды считают, что весьма значительна творч-я ист-я этого Т:

1. Замысел восходит к нач 1900-х гг, когда Г писал «Фому Гордеева». Замысел обсуждался с Толстым. Г рассуждает о 3х поколениях купеческой семьи. Толстой поддержал эту идею. Но в Т романа Никита Артамонов явно отл-ся от того героя, кот так понравился Толстому.

Г обращается к революции. Его занимает деградация буржуазной личности. И он делится этим замыслом с Лениным. В 15-16 гг Г делает ряд набросков. Лишь после революции эта идея вырождения буржуазного рода сменилась на широкое эпическое повествование о ист-х судьбах буржуазии в России.

Артамоновы строят ткацкую фабрику.

В романе Г рисует 3 поколения рода Артамоновых: 1-е – Илья Артамонов – старший (сильный, предприимчивый, любит трудиться). На земле – твое, и под землей – твое. Но ч/з менее чем 50 лет всё изменится. Артамоновы будут вытеснены настоящими хоз-ми жизни – пролетариями. Разрастается фабрика, появ-ся образы рабочих, напр Захар морозов. – Петр Артамонов – внешне напоминает отца, но т/о внешне. Растерянный, тяжеловесный, мысли его запутаны. Петр откровенно тяготится тем, что ему приходится делать. Если для Ильи дело – страсть, то для петра – тяжелый долг. Алексей Артамонов – племянник Петра. Никита – больной, кот уйдет в монастырь. 3-е – Дети Петра – Яков и Алексея – Мирон. Яков не способен ни к какому делу, это совершенно ничтожная личность.

Г пользуется своеобр приемом: он проводит своих героев 3х поколений ч/з сходные ситуации, например, 3е поколения характер-ся разным отн-м к женщине. Илья Артамонов вступает в незаконную связь со своей свахой Ульяной. Петр женится на Наталье, но скоро его любовь превр-ся в безразличие, и Петр ищет страсти на стороне. А Яков довольствуется связью с содержанкой, причем делит ее с жандармским офицером.

Другой прием: каждый из 3х Артамоновых убивает или пытается убить человека. Но Илья убивает, защищая свою жизнь; Петр же убивает сына одного из фабричных служащих, к кот-му ревнует своего старшего сына. А Яков пытается стрелять в жандарма, он его т/о ранит, но потом откупается.

Г в своем романе показ-т героя, «выломившегося» из своего класса. Это Илья-внук, сын Петра. Очень умный, динамичный, он восстает против семьи и класса.

Этот роман – небольшой. Г ищет тип эпического повеств-я с од стор; с др стор Г ищет способы изобр-я образа народа. Г создает интересные образы: зримый образ растущее фабрики; шум фабрики; несколько фигур рабочих.

В т 2 враждебных потока: народ и пролетарии. Обращаясь к анализу образа народа, нужно сразу выделить фигуру Тихона Вялова – дворника – свидетеля всех артамоновых дел и действий.

Символический смысл приобретает смерть Ильи – старшего, он погиб, поднимая котел для фабрики.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: