Октябрьская революция и судьбы русской литературы

История отечественной литературы

История отечественной литературы

История отечественной литературы

История отечественной литературы

История отечественной литературы

_________________

«___»_______20__г.

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ № 26

ВОПРОСЫ:

1. Символические образы в «Стихах о Прекрасной Даме» А. Блока.

2.Сказово-орнаментальная проза первой пол. 1920-х гг.

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПЕЧАТИ

Утверждаю: Кафедра Истории литературы

Зав. кафедрой

проф. Пронин В.А. Дисциплина

_________________

«___»_______20__г.

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ № 27

ВОПРОСЫ:

1. Особенности стиля, проблема авторской позиции в «Конармии» И. Бабеля.

2. «Настало время нужды в героическом…». Место М. Горького в отечественной литературе.

____________________________________________________________________________________

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПЕЧАТИ

Утверждаю: Кафедра Истории литературы

Зав. кафедрой

проф. Пронин В.А. Дисциплина

_________________

«___»_______20__г.

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ № 28

ВОПРОСЫ:

1. Борьба литературных группировок как характерная черта литературного процесса 1920-х гг..

2. Образ поэта в творчестве В. Маяковского.

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПЕЧАТИ

Утверждаю: Кафедра Истории литературы

Зав. кафедрой

проф. Пронин В.А. Дисциплина

_________________

«___»_______20__г.

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ № 29

ВОПРОСЫ:

1. Поэтический диалог А.Ахматовой и Н. Гумилева («Сжала руки под темной вуалью…» и «Отравленный»).

2. Особенности прозы второй пол. 1920-х гг. (психологизм, образы новых людей).

____________________________________________________________________________________

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПЕЧАТИ

Утверждаю: Кафедра Истории литературы

Зав. кафедрой

проф. Пронин В.А. Дисциплина

_________________

«___»_______20__г.

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ № 30

ВОПРОСЫ:

1. Тема интеллигенции в дооктябрьском цикле пьес М. Горького («Дачники», «Варвары», «Дети солнца»).

2. Пролеткульт, Леф и РАПП: программы, печатные органы, деятельность.

В этот период проблемой всей старой писательской интеллигенции была необходимость политически самоопределиться, занять определённую позицию по отношению к советской власти.

Из-за грандиозного Октябрьской революции 1917 года - единая национальная литература была разделена на три ветви: литературу, именовавшуюся советской, «задержанную» (внутри страны) и литературу русского зарубежья. У них достаточно различные художественные принципы, темы, состав авторов, периодизация. Революция определила чрезвычайно многое во всех трех ветвях литературы.

Большая часть буржуазно-дворянских писателей эмигрировали;

Дворянские потомки и буржуазные демократы объединились на почве лютой ненависти к пролетарской революции.

Оставшаяся в пределах СССР, однако, чуждая пролетарской революции значительная часть буржуазно-дворянской писательской интеллигенции образовала открыто выраженную оппозицию советской власти:

· одни (напр. М. Кузмин, Ф. Сологуб, Гумилев и др.) устраивали антисовеский саботаж в виде «эстетического бойкота»

· другие, изображая в своём творчестве революционную современность, на первый план выдвигали мотивы хаоса, смерти, гибели и опустошения;

Поскольку советская власть попутно разрешала и задачи буржуазно-демократической революции, то проявлялись попытки приспособить отдельные стороны революции к своим буржуазным идеалам и тенденциям.

Под флагом революции пытаются выступать и различные представители богемы — разложившейся и деклассировавшейся буржуазной интеллигенции:

Но решающим моментом литературной жизни первых лет революций был приход в ряды советской литературы лучших представителей старой интеллигенции - Брюсов, Блок, Андрей Белый, возглавлявшие самые основные тенденции русского символизма, сумели порвать со старым миром и приветствовали пролетарскую революцию:

В. Брюсов вступил в коммунистическую партию, стал инициатором и руководителем большой культурной работы, принимал большое участие в литературном воспитании молодого поколения начинающих пролетарских поэтов. Неразрешенное противоречие между революционным политическим сознанием и эстетикой и поэтикой символизма составляет подлинную трагедию последних лет творчества Брюсова.

Другой характер был присущ приходу к революции А. Блока. Ненависть к мещанскому застою буржуазного общества, одушевлявшая его творчество в предреволюционную эпоху, помогла приходу поэта к Великой социалистической революции. Но вскоре наступает разочарование Блока в революции. Суровое лицо гражданской войны и голода, реальные условия, в которых совершалась революция, его пугали, вызывали в нем настроения тоски и безнадежности.

Во многом аналогичен и путь А. Белого.

Гораздо решительнее и органичнее вошла в революцию группа футуристов во главе с Владимиром Маяковским. Непосредственно после победы Октября футуристы начинают безоговорочно сотрудничать с советской властью, в частности организуя газету «Искусство коммуны»

Первенствующая роль в советской литературе этих лет принадлежит естественно основоположникам и зачинателям пролетарской литературы — Горькому, Серафимовичу, Демьяну Бедному.

Лейтмотивом творчества Горького была борьба за освобожденное прекрасное человечество против капитализма, уничтожающего человеческую личность.

В теснейшей связи с конкретными задачами революционной борьбы пролетариата развивается в этот период литературная деятельность А. Серафимовича. Работая в качестве корреспондента «Правды», Серафимович создает целый ряд статей, очерков, фельетонов, корреспонденции с фронтов гражданской войны, собранных впоследствии в книге «Революция, фронт и тыл».

Особо значительное место в литературе первых лет революции принадлежит Демьяну Бедному., который видит назначение своей поэзии в агитации и пропаганде идей пролетариата, обращая их и к его ближайшему союзнику, к массам многомиллионного русского крестьянства.

Таким образом, литература с конца 1917 г. до начала 20-х годов представляет собой небольшой, но очень важный переходный период.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: