Занятие 14. Комедии Д.И. Фонвизина «Бригадир», «Недоросль»: конфликт, жанр, проблематика
Занятие 13. Жанр комической оперы в русской литературе второй половины XVIII века
Тексты
М.И. Попов. Анюта https://az.lib.ru/p/popow_m_i/text_0040.shtml
А.А. Аблесимов. Мельник – колдун, обманщик и сват https://az.lib.ru/a/ablesimow_a_o/text_0030-1.shtml
И.А. Крылов. Кофейница https://www.rvb.ru/18vek/krylov/01text/vol2/01play/024.htm
Вопросы
1. Каковы жанровые особенности комической оперы и основные писательские имена с этим жанром связанные (М.И. Попов, А.А. Аблесимов, Н.П. Николев, Я.Б. Княжнин, И.А. Крылов и др.)?
2. Каковы особенности конфликта и системы образов комических опер М.И. Попова и А.А. Аблесимова?
3. В чем состоят художественные функции песен и музыкального начала в целом в «Анюте» М.И. Попова и «Мельнике…» А.А. Аблесимова?
4. В чем состоит демократизм комической оперы?
5. С какими литературными жанрами эпохи комическая опера имеет параллели?
6. Подготовьте сообщение о комической опере И.А. Крылова «Кофейница». Каковы индивидуально-авторские черты воплощения популярного жанра?
|
|
Литература
1. Ю.И. Минералов. История русской словесности XVIII века. М., 2003. С. 121-123; 224-233.
2. Т.Н. Ливанова. Русская комическая опера // Русские драматурги XVIII – XIX вв. М.; Л., 1959. С. 150-159.
3. Е.Д. Кукушкина. А.О. Аблесимов // Словарь русских писателей XVIII века. Вып. 1. Л., 1988 https://lib.pushkinskijdom.ru/Default.aspx?tabid=463.
4. В.П. Степанов. М.И. Попов // Словарь русских писателей XVIII века. Вып. 2. СПб., 1999 https://lib.pushkinskijdom.ru/Default.aspx?tabid=476.
Тексты
Д.И. Фонвизин. Бригадир https://www.rvb.ru/18vek/fonvizin/01text/vol1/01theatre/002.htm
Недоросль https://www.rvb.ru/18vek/fonvizin/01text/vol1/01theatre/003.htm
Вопросы
1. Каковы основные этапы становления Фонвизина – драматурга, поэта, прозаика?
2. В чем смысл и функции заглавий пьес «Бригадир» и «Недоросль» и каковы их жанровые особенности?
3. В чем состоит конфликт пьес и каковы этапы его разрешения? Назовите и проанализируйте кульминационные сцены.
4. Каковы приемы комического в пьесах Фонвизина и в чем их художественные функции, как, в частности, высмеивается галломания?
5. Как индивидуализируется речь действующих лиц (приведите конкретные примеры)?
6. Каков дидактический пафос пьесы «Недоросль» и как он соотнесен с героем резонером?
Литература
1. Ю.И. Минералов. История русской словесности XVIII века. М., 2003. С. 134-143.
2. Т. А. Алпатова. Д.И. Фонвизин // Русские писатели. XVIII век. Биобиблиографический словарь. М., 2002. С. 194-205.
3. Н. Д. Кочеткова. Д.И. Фонвизин // Словарь русских писателей XVIII века. Вып. 3. СПб., 2010 https://lib.pushkinskijdom.ru/Default.aspx?tabid=10380.
Тексты
В.В. Капнист. Ода на рабство https://az.lib.ru/k/kapnist_w_w/text_0030.shtml
Ябеда https://az.lib.ru/k/kapnist_w_w/text_0090.shtml
Вопросы
1. Каковы традиции жанра «высокой» комедии и их проявление в комедии В.В. Капниста «Ябеда»?
|
|
2. Каковы смысл заглавия и проблематика комедии? Проведите параллели с другими произведениями В.В. Капниста («Ода на рабство»).
3. Как строится система образов? Какова роль «говорящих» имен и фамилий?
4. Как в комедии соотносятся любовная и общественная интриги?
5. Проанализируйте кульминационные сцены произведения. Как в них проявилось художественное мастерство Капниста-драматурга?
6. В чем состоят особенности разрешения конфликта в пьесе?
7. Каковы традиции пьесы В.В. Капниста в русской литературе XIX века?
Литература
1. Ю.И. Минералов. История русской словесности XVIII века. М., 2003. С. 194-196.
2. К.Ю. Лаппо-Данилевский, Г.Н. Моисеева. В.В. Капнист // Словарь русских писателей XVIII века. Вып. 2. СПб., 1999 https://lib.pushkinskijdom.ru/Default.aspx?tabid=476.
3. П.Н. Берков. В.В. Капнист как явление русской культуры XVIII века // XVIII век. Сб. 4. М.;Л., 1959. С. 257–268 https://lib.pushkinskijdom.ru/Default.aspx?tabid=6289.
4. И.З. Серман. В.В. Капнист и русская поэзия начала ХIХ века // XVIII век. Сб. 4. М.;Л., 1959. С. 289–303 https://lib.pushkinskijdom.ru/Default.aspx?tabid=6291.