Семинарские занятия. Творческая эволюция поэта от первых стихотворных опытов, ранних пе­сен-стилизаций к зрелым и самобытным произведениям 60—70-х гг

Поэты

В.С. Высоцкий (1938—1980)

Творческая эволюция поэта от первых стихотворных опытов, ранних пе­сен-стилизаций к зрелым и самобытным произведениям 60—70-х гг. Основные темы и мотивы стихов-песен Высоцкого. Их проблемно-тематический и жанровый диапазон. Острота постановки социальных и нравственных проблем, своеобразие художественного решения «вечных» вопросов.Стихи военного цикла («Братские могилы», «Мы вращаем Землю» и др.). Темы и образы природы, Земли, Родины-России («Песня о Земле», «Купола»). Стихи о любви, искусстве, времени, судьбе, жизни и смерти («Песня о времени», «Баллада о Любви»). Жанровое многообразие его произведений (лирика, сатира, песни-монологи и новеллы, басни, сказки, баллады и др.).

Трагедийность мироощущения, выразившаяся в восприятии собственной судьбы, трагических судеб поэтов прошлого и своих современни­ков («О фатальных датах и цифрах», «Банька по-белому» и др.). Образ лирического героя и «ролевые герои» его песенного творчества.

Реалистическая конкретность, романтическая обобщенность, сатириче­ская направленность художественных образов. Использование для создания характеров лексических и интонационных средств разговорной речи. Особенности поэтики и стиля. Экспрессивный характер речевых средств. Тенденция к взаимодействию и синтезу стилевых начал.

Классические и фольклорные традиции в творчестве поэта, его роль в создании жанра «авторской песни». Высоцкий и поэты-современники.

И.А. Бродский (1940—1996)

Начало творческого пути в России. Романтический характер ранней лирики. Осознание традиций «серебряного века» как пути к художественному самоопределению. Формирование своей творческой индивидуальности и поэтической интонации. Суд над Бродским в 1964 году, ссылка. Эмиграция в 1972 году.

Нобелевская лекция — поэтическое кредо И. Бродского. Утверждение «частности человеческого существования», примата эстетического над этическим, понимание творчества как «впадения в зависимость от языка».

Художественный мир Бродского. Трагический характер мировосприятия. Тема экзистенциального одиночества. Личностное переживание культуры, истории, христианства. Тема времени как центральная у Бродского. Словесность в иерархии ценностей поэта.

Книга как жанр в поэзии Бродского. Художественное единство и поэтика книг «Часть речи» (1977), «Остановка в пустыне» (1970), «Конец прекрасной эпохи» (1977), «Римские элегии» (1982), «Новые стансы к Августе» (1983), «Урания» (1986) и др.

Особенности поэтики И. Бродского. Архаичность языка и новаторство поэтической техники, трагический пафос и ирония, классический ритм стиха и стилевая эклектика — противоположности, сплавленные единством поэтической личности. Эволюция поэзии Бродского — от экспрессивного лиризма к нейтральности тона, усложнению поэтического синтаксиса, движение от точных метров к интонационному стиху.

И. Бродский — эссеист и переводчик. Проблемы ассимиляции в американской культуре.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: