Семинар 1 (Тема2)

Пояснительная записка

СЕМИНАРСКИЕ ЗАНЯТИЯ

Энциклопедические и справочные издания, словари

Акимов В.М. От Блока до Солженицына: Путеводитель по русской литературе ХХ века. СПб.: Искусство – СПБ, 2011. – 575 с.

Блюм А. От неолита до Главлита. Достопамятные и занимательные эпизоды из истории российской цензуры от Петра Великого до наших дней. – СПб.: Искусство России; Изд-во им. Н.И. Новикова, 2009. – 272 с.

Ильин И. Постмодернизм: Словарь терминов. М.: Интрада, 2001. – 314 с.

Лексикон нонклассики: Художественно-эстетическая культура ХХ века / Под общ. ред В.В. Бычкова. М.: РОССПЭН, 2003. – 606 с.

Литературная энциклопедия русского зарубежья (1918-1940). Т. I. Писатели русского зарубежья. М., 1997.

Литературный энциклопедический словарь / Под ред. В.Кожевникова и П.Николаева. М.: Сов. Энцикл., 1987. – 750 с.

Руднев В.П. Словарь культуры ХХ века: Ключевые понятия и тексты. М.: Аграф, 1997. – 381 с.

Русская литература ХХ века. 1890 – 1910 / Под ред. С.А. Венгерова. М.: Республика, 2004. – 543 с.

Русские писатели. XIX век: Биобиблиографический словарь: В 2-х ч. / Под ред. П.А. Николаева. 2-е изд., дораб. М.: Просвещение; Учеб лит., 1996. Ч. 1. Ф – Л. – 448 с.; ч. 2. М – Я. – 448 с.

Русские писатели, XIX век: Биографический словарь / Сост. С.А. Джанумов. – М.: Просвещение, 2007. – 576 с.

Русские писатели 20 века. Биографический словарь / Главный редактор и составитель П.А. Николаев. М., 2000. – 808 с.

Русское зарубежье. Золотая книга эмиграции. Первая треть ХХ века. Энциклопедический биографический словарь. М.: РОССПЭН, 1997. – 750 с.

Казак В. Лексикон русской литературы ХХ века. М., 1996. – 491 с.

Струве Г. Русская литература в изгнании. 3-е изд. – Париж; М.: YMCA-press, 1996. – 448 с.

Чупринин С. Русская литература сегодня: Путеводитель. – М.: ОЛМА-Пресс, 2003. – 445 с.

Семинарские занятия построены по проблемному и хронологическому принципу. Цель семинаров – углубление теоретических и исторических знаний по учебному курсу лекций, выработка у студентов навыков анализа художественного текста, комментированного чтения источников памятников словесности, относящихся к основным направлениям и методам русской классической литературы, конца Нового времени и различных этапов отечественной литературы Новейшего времени. В ходе семинарских занятий студенты изучают памятники русской литературы второй половины XIX вв., различными течениями русской литературы Серебряного века, советской литературы и литературы Русского Зарубежья, литературных явлений постсоветского времени; знакомятся с результатами научных исследований литературоведов и культурологов, анализировавших литературные тексты. Важнейшей задачей семинарских занятий является овладение студентами понятийным аппаратом литературоведения как культурологической дисциплины и процедурами практической работы с различными видами источников, наиболее репрезентативных с точки зрения периодизации русской литературы. В результате семинарских занятий у студентов должны быть сформированы важнейшие умения, относящиеся к применению герменевтического, сравнительно-типологического, историко-функционального, семиотического, интертекстуального и др. методов исследования литературных произведений как феноменов культуры в культурно-историческом контексте.

Вечные русские вопросы в романах «Кто виноват» А. Герцена, «Что делать» Н. Чернышевского и «Братья Карамазовы» Ф.Достоевского

План семинарского занятия:

    1. «Вечные» вопросы России. Почему вечные?
    2. Жанр интеллектуально-философского романа в русской литературе XIX в.
    3. Персонажи-идеологи; герои-мыслители перед выбором.
    4. Роль автора в русском интеллектуальном романе.
    5. Монологизм и полифонизм в русском идеологическом романе.

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: