Тема 7. Творчество В.В. Маяковского (после 1917 г.)

Тема 6. Лирика О.Э. Мандельштама

Дореволюционное творчество: Мандельштам и поэтические течения начала ХХ века (символизм, акмеизм); книга стихов «Камень» (1913; 1916; 1923), ее композиция и художественное своеобразие (предметность, роль культурно-исторических реалий).

Лирика 1917–1920-х гг.: Мандельштам и революции; поэтический диалог поэта со временем (стихотворения «Концерт на вокзале», «Век» и др.); книга стихов «Tristia» (1922); своеобразие поэтической метафорики Мандельштама; идейно-тематическая связь лирики поэта с его прозой («Девятнадцатый век», «Гуманизм и современность», «Шум времени» и др.).

Судьба Мандельштама и его творчества в 1930-е гг.: трагизм лирики начала 1930-х гг. («Ленинград», «За гремучую доблесть грядущих веков…», «Ночь на дворе», «Полночь в Москве» и др.); «демократизация» стиля – элементы сказа, просторечия и др. («Мы с тобой на кухне посидим…», «Я скажу тебе с последней прямотой...» и др.). Стихотворение «Мы живем, под собою не чуя страны…» (1933) и его роль в дальнейшей судьбе поэта. Основные темы и мотивы «Воронежских тетрадей»: природа, новая Москва, искусство и современность, любовь и др.

Маяковский и Октябрь: революционная героика и проблема гуманизма («Наш марш», «Ода революции», «Хорошее отношение к лошадям»). Футуристическая идея соединения социальной революции с революцией в искусстве («Приказ по армии искусства», «Мы идем» и др.). «Мистерия-Буфф» в контексте послереволюционного театрального искусства.

Маяковский и РОСТА. «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче» и «Приказ № 2 по армии искусства» как поэтические декларации. Место лиро-эпической поэмы «Про это» (1923) в творчестве поэта: основная идея («по личным мотивам об общем быте») и ее отражение в сюжете, композиции и системе образов (в том числе в наличии «двойников» героя); связь поэмы с любовной лирикой Маяковского 1920-х годов.

-8-

Маяковский и леф: идея «жизнестроительства»; утверждение социализма как главная тема поэзии 1920-х гг. («Товарищу Нетте, пароходу и человеку», «Рассказ Хренова о Кузнецкстрое и о людях Кузнецка», поэма «Хорошо!» и др.). Отражение противоречий восприятия поэтом действительности в цикле стихов о загранице («Город», «Бруклинский мост», «Домой!» и др.).

Сатира Маяковского 1920-х гг. и ее основные объекты – бюрократизм, обывательство и т.д.; сатирическая традиция и новаторство («О дряни», «Прозаседавшиеся», «Бюрократиада», «Фабрика бюрократов» и др.). Сатирические пьесы «Клоп» и «Баня» и их художественное своеобразие, роль фантастического сюжета в них.

Тема судьбы поэта и смысла творчества («Юбилейное», «Сергею Есенину», «Разговор с фининспектором о поэзии», «Во весь голос» и др.).

Трагичность судьбы Маяковского и место его творчества в русской и мировой поэзии ХХ века. Полемика вокруг поэтического наследия Маяковского в современном литературоведении.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: