Причины и ход Гражданской войны
ТЕМА 19 РОССИЯ В 1918-1941 ГГ.
Тоталитаризм и культура.
С приходом Гитлера к власти в Германии часть деятелей культуры оказалась в эмиграции, другие стали сотрудничать с рейхом.
Многие литераторы были объединены в «Имперской палате словесности». Поощрялась проза, вошедшая в историю немецкой литературы под названием «Кровь и почва», романы и повести на исторические сюжеты, сюжеты из жизни современной немецкой деревни, утверждающие идеалы «почвенности» и «народности».
Немецкое киноискусство было полностью поставлено под контроль государства. Самой знаменитой представительницей нацистской кинематографии стала режиссер и актриса Лени Рифеншталь. Ее документальные фильмы «Победа веры» (1933), «Имперский партийный съезд» (1934), «Триумф волн» (1935) воспевали Гитлера, идеи нацизма. В фильмах «Наш вермахт» (1936) и «Олимпия» (1936-1938) (об Олимпийских играх в Берлине) Рифеншталь повторила приемы, уже использованные в фильме «Триумф волн».
|
|
В художественном киноискусстве Германии гитлеровского времени преобладали развлекательные фильмы. К ним относятся работы Г.Якоби, режиссера-постановщика комедий «Где Матиль-
да?» (1938), «Женщины - все же лучшие дипломаты» (1941), «Девушка моей мечты» (1944).
Третий рейх выдвинул новых архитекторов, ставших основателями особого «имперского стиля». Одним из примеров этой архитектуры служит комплекс сооружений «Имперского комплекса съездов нацистской партии» в Нюрнберге, ставшей одной из главных строек Третьего рейха.
В Италии Муссолини провозгласил лозунг возрождения Римской империи. В стремлении подражать античной архитектуре создавались современные форумы - обширные проспекты и парадные площади для проведения шествий и манифестаций. Официальным направлением архитектуры стали неоклассицизм и символизм.
Период с весны 1918 по 1920 г. получил название Гражданской войны, Т.е. внутренней войны между гражданами, борьбы различных социальных и политических сил за власть над страной.
Национализация земли и конфискация помещичьего землевладения вызвали сопротивление значительной части российского общества. Следствием «красногвардейской атаки на капитал» стало недовольство буржуазии. Авторитарные тенденции новой власти оттолкнули от большевиков демократические и социалистические силы. Значительная часть интеллигенции, военных кругов, духовенства выступила против большевистского режима.
Опорой большевиков являлись, прежде всего, рабочие. Осуществление большевиками вековой мечты крестьян о ликвидации помещичьего землевладения, угроза его восстановления в случае победы их противников превратило селян в союзников большевиков. Однако в определенные периоды аграрная политика новой власти вызывала сопротивление значительной части сельского населения. В целом опорой большевиков на селе были беднейшие слои крестьянства. Наибольшую поддержку правительству Ленина оказывали определенные социальные слои, интересы которых были ущемлены старой властью и которые в условиях революционных перемен надеялись на повышение своего статуса.
|
|
Своеобразие гражданской войны в России заключал ось в тесном переплетении внутриполитической борьбы с иностранной интервенцией. Политика Германии и Антанты диктовалась стремлением ликвидировать большевистский режим, предотвратить «экспорт революции» в Европу, вернуть утраченные позиции в России. Интервенты предполагали расчленить Россию и обеспечить свои геополитические интересы.