Краткое описание принципов, стадий и целей Адлерианской терапии


10. Краткосрочное адлерианское консультирование. Этапы процесса консультирования. Основные принципы адлерианского подхода в консультировании.

Цель: Трансформировать цели жизни клиента; помочь ему сформировать социально значимые цели и скорректировать ошибочную мотивацию посредством обретения чувства равенства с другими людьми:

развитие у клиентов представлений о том, что считается здоровым образом жизни,

помощь клиентам в преодолении чувства неполноценности.

поддержать клиентов в формировании социального интереса. Социальный интерес - внутренний потенциал «который должен сознательно развиваться и усваиваться».

Терапия. Условно говоря ее можно разделить на 4 этапа:

1. Диагностический – интервью, сбор информации, создание рабочего тандема терапевта и пациента, договор по времени и форме работы. Мотивация пациента на работу. Условно донести до пациента то, что человек сам создает свои проблемы, а потому и сам может их разрешить. Ставится цель. Отношения между пациентом и терапевтом партнерские и дружеские. Терапевт занимает активную роль. Терапевт может быть активен, но не более активен, чем клиент.

2. Раскрытие динамики клиента. Мы исследуем цели и жизненный стиль клиента, используем ранние воспоминания, чтобы определить стиль жизни клиента. Анализ сновидений. Отличается от Фрейдовского анализа. Если для Фрейда это исполнение неисполненного желания, то для Адлера это ресурс или проба разрешения той или иной ситуации. Типические сновидения, опоздание на поезд как ощущение, что тебя опередили, лестница подъем и спуск достижения или проигрыш, сдача экзамена это конкуренция с другими детьми, боязнь что тебя превзойдут.

Типические ошибки:

- все люди … - всегда … - никогда …

Ложные или недостижимые цели, я должен всегда быть приятным для всех и т.д.

Неправильно восприятие жизни и ее требований.

«Нельзя быть богатым и честным в нашей стране» как оправдание.

Приуменьшения своих достоинств – «Ну как же я с моим отсутствием образования смогу разобраться в этой ситуации»

Ложные ценности – я должен быть всегда лучше любой ценой. Достижение своей цели любой ценой. Люди как инструменты.

3. Интерпретации как жизненный стиль влияет на жизнь человека. Кульминация интерпретации – инсайт. Не только когнитивный, то есть осознание проблемы. Но и поведенческий, т.е. изменения жизни. Если инсайт только конгнетивный, то это уход от решения проблемы. Интерпретация должна раскрыть ложные цели человека. Переориентация. Перед тем как переходить к переориентации, человек должен быть убежден, в том, что он этого хочет и что он к этому готов, готов, в том числе и к тревогам и к негативным последствиям. Имения должны произойти не в кабинете, а в жизни. Клиенту дается домашнее задание. Изменения поэтапны. Этот способ уберегает клиента от сопротивления среды (семьи). Результаты обсуждаются на следующих сессиях. Часто попробовав изменения встретив жесткое сопротивление среды, человек может отказаться от изменений.

4. Завершающий этап терапии – когда принимается решение закончить терапию, обсуждается, с чем человек пришел, что изменилось и что есть сейчас. Если новой цели не возникает, то терапия оканчивается.

Ранении воспоминании как альтернатива свободных ассоциаций. Меймон предложил совместить ранние воспоминания со стадиями психосексуального развития:

1. Оральная стадия – доверие и не доверие, удовлетворение или лишение, уход, забота и кормление.

2. Анальный – бунтарство, непослушание, нанесение вреда или наоборот, послушание, аккуратность, забота.

3. Фаллический – получение удовольствия от власти и силы или боязнь наказания за эти удовольствия

4. Эдипов конфликт – семейная триада, где есть вражда и соревнования или гармония.

5. Латентные темы – игры или совместная деятельность со сверстниками, принятие или отвержение группой, умение и достижение.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: