Карен Хорни (1885-1952).
Неофрейдизм (общий обзор). К. Хорни, В. Райх, Э. Фромм.
Метод работы с ранними воспоминаниями у взрослых и детей.
Пространственные характеристики – нарисовать воспоминание.
Пространство – маленькое и замкнутое или широкое и просторное. Отражает социальный интерес.
Наличие или отсутствие важных лиц и их доступность. Средство связи.
Люди и много ли их и какие, чем больше доброжелательных или нейтральных людей. Чем уже круг и только родственники, тем хуже, нет социального интереса.
Только мама или мы с мамой. Взаимодействие – мы ситуация. Если ребенок один – это я ситуация, неразвитый соц.интерес или враждебность взрослых, отчужденность.
Какой общий фон настроения и чувств ситуации– тревожный, страшный, депрессивный или наоборот. Это общий фон настроения нашего клиента в данный момент.
Наличие живого и неживого. Что предпочтительнее мир вещей или мир людей.
Термин «неофрейдисты» относится к целому ряду американских авторов, которые не объединены каким-либо общим учением. То, что их сближает, это попытки реформировать теорию Фрейда в направлении большей социальности. То есть неофрейдисты, не отрицая теории влечений, в своих теориях личности придают большее значение культуре и социуму, в котором воспитывался и живет субъект.
|
|
К числу неофрейдистов относят: Карен Хорни, Эриха Фромма, Вильгельма Райха и ряд других.
Основной фокус в теории и практике сосредоточен на женской сексуальности в противовес «мужскому» психоанализу Фрейда. Родилась в Германии, доктор медицины. Проходила личный анализ у К.Абрахама. В 1932 г. эмигрировала в США. Работала в Нью-Йорке как практикующий аналитик. Выявила культуральные различия в природе неврозов в Европе и США. Основное разногласие с Фрейдом по поводу теории либидо, эдипова комплекса и зависти к пенису у женщин, а также природе бессознательного. В частности, она считала, что бессознательное несет отпечаток культуры, в которой живет субъект. Мотивация человеческого поведения обусловлена «базальной тревогой» и способами с ней справиться. Вообще, уделяла исследованию тревоги особое место, считая ее основной проблемой в современном обществе.
Скорее философ, чем психоаналитик. Родился в Германии, закончил Гейдельбергский университет. В 1923-24 г. проходил психоанализ в Берлинском институте психоанализа, затем вел активную психоаналитическую практику. В 1933 г. эмигрировал в США, практиковал и преподавал в Нью-Йоркском, Колумбийском и Йельском университетах. В Мексике организовал свой институт, существующий по сей день. В 1974 г. переехал в Швейцарию. В основу своей концепции положил синтез идей Маркса и Фрейда. Критиковал капиталистическое общество и разработал проект «общества будущего».
Детально исследовал проблемы любви и морали, а также природу деструктивного поведения человека. Противопоставлял биофилию некрофилии в характере человека. Рассматривал двойственную природу человека как биосоциального существа.