История создания направления. А.Адлер, биографическое эссе

АДЛЕР, АЛЬФРЕД (1870–1937), австрийский психиатр и психолог, основатель школы индивидуальной психологии и один из основоположников современной психотерапии. Родился 7 февраля 1870 в Пенцинге (Австрия). Альфред Адлер был вторым из шести детей небогатого семейства. Детство его не было безоблачным. Цитируя его собственные воспоминания, это было "беспризорное детство на улицах Вены". А. Адлер был довольно болезненным ребенком, в частности, страдал тяжелым рахитом.

В восемнадцать лет А. Адлер поступает на медицинский факультет Венского университета и одновременно с этим его заинтересовывает социалистическое движение. В 1896 году А.Адлер блестяще заканчивает университет и становится врачом-офтальмологом. Идея социализма продолжает увлекать его, он участвует во многих политических митингах и на одном из них встречает свою будущую жену Раису Эпштейн.

В 1895 Адлер окончил медицинский факультет Венского университета, а в 1898 опубликовал свою первую работу Учебник здоровья для портных (Gesundheitsbuch für das Schneidergewerbe). В этой брошюре он обсуждал риск для здоровья, связанный с работой портного, и предлагал меры по улучшению условий труда, подчеркивая общий принцип: человека следует рассматривать не изолированно, а во взаимодействии с окружающей средой. Высказанные им взгляды представляют особый интерес, поскольку свидетельствуют о том, что уже в молодости Адлер придерживался одного из основных принципов «индивидуальной психологии».

С 1900-х годов Адлер начал заниматься психопатологией в контексте общей медицины. Он был среди тех немногих психологов, кого заинтересовала книга Зигмунда Фрейда об интерпретации сновидений; Адлер опубликовал рецензию на нее в одной из венских ежедневных газет. Фрейд прислал Адлеру приглашение на еженедельное собрание дискуссионного кружка(1902).

А. Адлер был одним из четырех его первых участников (другими были В. Штекель, М. Кагане, Р. Рейтлер). Позднее кружок трансформировался в Венское психоаналитическое общество, а А.Адлер в 1910 году становится его президентом. Несмотря на видимость согласия и сотрудничество, взгляды А.Адлера уже в то время серьезно отличаются от классической психоаналитической теории. В 1907 году он публикует статью «Исследование недостаточности органов и ее психическая компенсации» В ней впервые вводятся два базисных понятия индивидуальной психологии:

- компенсация (восполнение недостаточной функции органа или системы, благодаря усилению деятельности других органов);

- гиперкомпенсация (усиленная «тренировка» недостаточно функционирующего органа).

А. Адлер, в то время бывший врачом, постепенно приходит к выводу о том, что эти два механизма свойственны и телесной и психической жизни человека, как страдающего какими-либо расстройствами, так и вполне здорового. Основой подталкивающей их развитие является присущий всем в детстве комплекс недостаточности.

К 1911 году расхождения во взглядах на природу и движущие силы развития человеческой психики между А. Адлером и З. Фрейдом достигают своего пика. А. Адлер выступает перед членами психоаналитического общества с четырьмя лекциями под общим названием "Критика фрейдовской сексуальной теории эмоциональной жизни". К четвертой лекции дискуссия между членами общества достигла кульминации и А.Адлеру было предложено покинуть общество, с главой которого у него полное расхождение.

В 1911 А. Адлер вместе с восемью единомышленниками разорвал отношения с кружком Фрейда. Сначала он назвал свою группу «Обществом свободных психоаналитических исследований», однако с 1912 начал применять термин «индивидуальная психология

А. Адлер подчеркивал целостность и уникальность человеческой личности. В противовес Фрейду, придававшему особое значение событиям прошлого опыта, А. Адлер утверждал, что вся динамика психологической жизни личности подчинена достижению его целей – сознательных или неосознаваемых. Главной движущей силой, данной человеку от рождения, А. Адлер считал агрессивное стремление к превосходству над другими, неосуществимое у слабого и беспомощного ребенка и вызывающее чувство неполноценности, которое требует компенсации. Отсутствие компенсации обусловливает формирование комплекса неполноценности и является одной из причин серьезных психологических проблем (неврозов). Реакцией на чувство неполноценности является т.н. «маскулинный протест». Развитие личности обусловлено творческой силой Я как источника сознательного активного построения человеком собственной жизни и наделения ее смыслом.

В 1914 г. А.Адлер добровольцем уходит в армию, где служит врачом и занимается лечением военных психозов. Эта страница его биографии дала богатую почву для будущих теоретических размышлений ученого. Именно в это время зарождается его представления о социальном интересе, как одной из ведущих сил, помогающих здоровому развитию и адаптации человека.

В 1921 при поддержке австрийского правительства Адлер организовал первую детскую реабилитационную клинику.

В течение всей жизни А.Адлер активно выступал с научными и популярными лекциями. Одной из важнейших своих задач он считал создание воспитательской системы, основанной на любви к ребенку, подчеркивании его безусловной ценности, воспитании независимости и уверенности в своих силах. Он говорил о том, что важнейшая задача врача - воспитание родителей и самих воспитателей, чтобы, благодаря им, предвосхищать отклонения в физическом и душевном развитии ребенка.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: