Против чего выступали еретики

Наместник Бога на Земле.

В Западной Европе, раздробленной на множество феодаль­ных владений, католическая церковь была единственной сплоченной организацией. Это позволило папам вести борьбу за господство над светскими государями. Главной опорой пап были епископы и монастыри.

Наивысшего могущества власть папы дос­тигла при Иннокентии III (1198-1216), из­бранном папой в 37 лет. Он был наделен твер­дой волей, большим умом и способностями. Иннокентий утверждал, что папа не только преемник апостола Петра, но и наместник са­мого Бога на Земле, призванный «господство­вать над всеми народами и царствами». На тор­жественных приемах все должны были прекло­нять перед папой колени и целовать его туфлю. Такими знаками почета не пользовался ни один король в Европе.

Иннокентий III расширил границы Папской области. Он вмешивался в отношения между государствами и во внутренние дела европей­ских стран. Одно время папа возводил на пре­стол и смещал императоров. Его считали выс­шим судьей в католическом мире. Вассалами папы признали себя короли Англии, Польши, некоторых государств Пиренейского полуост­рова.

В тече­ние раннего Средневековья на съездах высше­го духовенства - церковных соборах были по­степенно выработаны и утверждены главные догматы (непреложные истины) христианской веры: учение о Троице (Бог един, но существу­ет в трех лицах: Бог Отец, Бог Сын, Святой Дух), о непорочном зачатии Христа (от Духа Божьего), о роли церкви как единственного посредника между Богом и людьми. Немало по­ложений вошло в христианство из народных, языческих верований, например празднование Масленицы или дня Ивана Купалы, поминаль­ное застолье (тризна у славян). Под влиянием простых людей, боящихся сурового Божьего суда, наряду со светлым раем и страшным адом в церковное учение ввели чистилище как ме­сто, где душа человека еще может очиститься и избежать ада.

Не все верующие христиане понимали дог­маты. А те, кто мог читать Библию, не всегда принимали некоторые церковные догматы, так как видели расхождение между ними и текста­ми Священного Писания. Многим людям были не по душе действия церкви, ее стяжательство, испорченность духовенства.

Среди горожан, рыцарей, простых священ­ников и монахов время от времени появлялись люди, открыто критиковавшие церковь. Таких людей духовенство называло еретиками1.

Еретики утверждали, что церковь испорче­на. Папу они называли наместником дьявола, а не Бога. Еретики отвергали дорогие церков­ные обряды, пышные богослужения. Они тре­бовали, чтобы духовенство отказалось от деся­тины, от своих земельных владений и богатств. Единственным источником веры для них было Евангелие. В своих проповедях еретики осуж­дали священников и монахов за забвение «апо­стольской бедности». Они сами показывали пример праведной жизни: раздавали свое иму­щество бедным, питались подаянием.

Некоторые еретики требовали отказа от всякой собственности или мечтали о равенстве в имуществе или предсказывали, что в близком будущем наступит «тысячелетнее царство спра­ведливости», или «Царство Божие на земле».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: