Античность



 
 


в форме, напоминающей трилистник, позволяв­шее разливать вино или другую жидкость сразу в три чаши. О. была распространена в искусстве архаики и классики.

ОЛИМПИЯ (к1утр1а), древнегреческий город и легендарное святилище Зевса в Элиде (северо-за­падная часть Пелопоннеса), важный религиозный центр, место культа Зевса и проведения посвя­щенных ему Олимпийских игр. Как Парфенон и Эрехтейон, О. — одно из средоточий художествен­ной и поэтической жизни Древней Греции. Как сви­детельствуют античные историки, в олимпийской долине имели мастерские многие выдающиеся эл­линские скульпторы — Мирон, Поликлет, Скопас, Пракситель. С О. связаны также колоритные сказа­ния и легенды.

Согласно мифу, сын Тантала Пелопс победил в со­стязаниях на колесницах царя Эномая и получил в жены в качестве приза царскую дочь Гиппода-мию. В его честь в О. стали регулярно проводиться состязания в колесничном беге. Святилище Зевса, согласно другой легенде, основал Геракл, который учредил в честь своего отца все греческие игры, которым О. обязана своей славой.


Голова Афины из Олимпии. Начало V в. до н. э.




Зевс и Ганимед. Скульптурная группа из Олимпии. V в. до н. э.


Архитектурный ансамбль О. сложился в основном в У11-1У вв. до н. э. Важнейшие культовые соору­жения находятся на территории священного участ­ка — рощи под названием Алтис. Древнейшая пост­ройка, от которой сохранился лишь цоколь, — храм Геры (середина VII в. до н а). Он был разрушен пожаром и вновь отстроен ок. 600 г. до н. э. Храм представлял собой дорический периптер с глиня­ными стенами и деревянными колоннами. Сохрани­лись и остатки святилища Пелопса (постройка да­тируется концом II тыс. до н. э.). Первый храм Зевса был сооружен в О. в V в. до н. а и закончен ок. 456 г. до н. э. Его создание приписывается архитектору Либону. Этот дорический периптер зрелого стиля также был разрушен землетрясением; уцелели, наряду с отдельными частями здания, лишь фраг­менты скульптурного убранства фронтонов и неко­торые метопы. Знаменитая статуя Зевса работы Фидия — сидящая фигура из золота, слоновой кос­ти и дерева — считалась одним из семи чудес све­та. Судить о ней можно лишь по изображениям на монетах и геммах, а также по описанию историка Павсания. По словам историка, величие образа Зевса открылось мастеру из описания громоверж­ца в гомеровской «Илиаде». В ансамбль О. также входила мраморная статуя Праксителя «Гермес с младенцем Дионисом» (ок. 340 г. до н. а); скульп­турные изображения Зевса, в том числе работы



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: