Пракситель. отличаются росписи Дома Веттие


АНТИЧНОСТЬ



отличаются росписи Дома Веттиев в Помпеях, в частности фризы с изображением амуров, напи­санных на сочно-красном фоне. По времени и ха­рактеру исполнения близки росписям четвертого П. с. живописные панели Зала морских чудовищ и некоторые другие фрески из Стабий..

Развитие и смена стилей помпейской росписи свидетельствуют о быстром овладении римскими живописцами законами и приемами передачи про­странственной и световой перспективы, естествен­ной быстроты движения. В истории помпейских стилей заметно последовательное чередование то чистой орнаментальности, то фигурных компози­ций. Вместе с тем исключительное богатство фан­тазии помпейских мастеров, строгое соотнесение росписей с архитектурой интерьера и изысканная игра плоскостной и рельефной манер изображения объединяют четыре П. с. подчинением общему — декоративному — принципу.

Литература:

Чубова А. П., Иванова А. П. Античная живопись. М., 1966.

ПОРТИК (греч. 8Т.оа — галерея с колоннами), вы­ступающая вперед часть здания, открытая с одной или трех сторон и образуемая колоннами, столба-


ми или арками, несущими перекрытие. Чаще все­го П. оформляет главный вход и завершается фрон­тоном или аттиком. П., игравшие важную роль в греческой, а особенно в римской архитектуре, были известны с периода греческой архаики. Не­редко сооружались отдельно стоящие П. Распрос­траненной разновидностью П. является стоя (стоа), имевшая вид длинной галереи с одним или двумя рядами колонн и со стеной по одной из длинных сторон. Стоя нередко украшалась живописью и скульптурой.

Благодаря полуоткрытому пространственному комплексу П. защищал от солнца и одновременно освещался проникающими в него солнечными лу­чами. Он мог иметь продольную форму (Эвменова галерея в Афинах, гимнасий в Пергаме), быть по­лукруглым (верхнее обрамление последних рядов в греческих театрах), состоять из двух частей (П. фо­румов Августа и Траяна в Риме) или из трех (Пер-гамский алтарь, булевтерий в Милете). Встречался П. из четырех частей, завершавший композицию внутреннего двора (перистиль, окруженный ко­лоннадой, в домах, на виллах, во дворцах). Начи­ная с эпохи Ренессанса до XIX в. использовался во внутреннем и внешнем решении построек.


Пракситель. Голова Афродиты. Античная реплика Афродиты Книдской. Середина IV в. до н э

ПРАКСИТЕЛЬ (Ргах11;е1ез), сын и ученик ваяте­ля Кефисодота Старшего, выдающийся древнегре­ческий скульптор. П. — представитель поздней классики, завершающего этапа полисной культу­ры Греции. Работал преимущественно в Афинах. Произведения П., выполненные главным образом




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: