Структура теории потребностей Д.Маслоу

Первым, кто осознал конституцию и законы пост­роения человеческих потребностей, былА.Маслоу. Во-первых, он понял, что не сама по себе потребность движет человеком, а степень ее неудовлетворения (т. е. актуальность ее для индивида). Во-вторых, Маслоу правильно указал критерий, благодаря которому по­требности выстраиваются в иерархию. Это доминиро­вание неудовлетворенных потребностей над удовлет­воренными.

Автор одной из самых распространенных теорий мотивации — американский психолог Абрахам Маслоу (1908 — 1970) — опубликовал свою концепцию в 1943 г. Благодаря своим уникальным объяснительным возмож­ностям она послужила основой практически для всех позднейших моделей мотивации труда, нашла воплоще­ние в ряде организационных нововведений (например, в проектах «обогащения труда»). Принято считать, что Маслоу сделал самый значительный вклад в творчес­кое развитие наследия Мэйо. Но почему его теория называется иерархической?

Порядок потребностей называется иерархическим потому, что они располагаются по восходящей линии — от «низших» (материальных) до «высших» (духовных).

— физиологические и сексуальные потребности — в воспроизводстве людей, пище, дыхании, физических движениях, одежде, жилище, отдыхе. Их еще называ­ют витальными потребностями;

— экзистенциальные потребности, или потребно­сти в безопасности существования. Они распадаются как бы на два разряда — физические и экономические. Физическая безопасность — это, например, потреб­ность в сохранении здоровья, в отсутствии насилия над личностью и жизнью человека. Выражаясь более ши­роко, т. е. экзистенциально, речь идет об уверенности в завтрашнем дне, стабильности условий жизнедеятель­ности, потребности в определенном постоянстве и ре­гулярности окружающего человека социума, а также в стремлении избежать несправедливого обращения. Экономические потребности обретаются в сфере тру­да; это потребность в гарантированной занятости, стра­ховании от несчастных случаев, желание иметь посто­янные средства существования (заработок);

— социальные потребности проистекают из нашей стадной природы. Мы жаждем дружбы и привязанно­сти, принадлежности к коллективу или группе, обще­ния, участия в формальной или неформальной органи­зации, заботе о другом и внимании к себе, помощи близких;

— престижные потребности — в уважении со сто­роны «значимых других», служебном росте, статусе, престиже, независимости, признании и высокой оцен­ке. Их еще называют потребностями в оценке, или эгоистическими потребностями, ибо они ориентированы на самого себя;

— духовные потребности — в самовыражении че­рез творчество. Это потребность реализовать все, на что ты способен.

Таковы основные — ибо кроме них Маслоу выде­лял еще дополнительные потребности в знании и эсте­тические потребности, — мотивационные переменные, которые филогенетически, (т. е. по мере взросления человека), и онтогенетически, (т. е. по мере реализации их в качестве необходимых условий социального бы­тия индивида), следуют друг за другом. Первые два типа потребностей Маслоу называл первичными (врожден­ными), три оставшихся — вторичными (социально при­обретенными). Процесс иерархизации потребностей представляет собой процесс замены первичных потреб­ностей высшими.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: