ПРОГРАММА ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ ПО КУРСУ
К учебной программе курса
Приложение 1
«История образования и педагогической мысли»
«ИСТОРИЯ ОБРАЗОВАНИЯ И ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ МЫСЛИ»
В соответствии с требованиями ФГОС ВПО по направлению подготовки «Педагогическое образование» в процессе реализации программ педагогических дисциплин предусмотрено использование активных и интерактивных форм проведения занятий (деловых и ролевых игр, учебные дискуссии, рефлексивные технологии).
С учетом этого требования практические занятия по «Истории образования и педагогической мысли» проводятся в проблемно-диалоговой (интерактивной) форме, которая позволяет:
- во-первых, побуждать студентов к публичным выступлениям с докладами и сообщениями, развивая у них навыки монологической публичной речи, ведения дискуссии и полемики;
- во-вторых, поручать студентам анализировать и оценивать качество и содержание сообщений их товарищей [4], а также оценку выступлений аналитического характера [5];
|
|
- в-третьих, педагогу, выступающему в качестве активного участника учебной дискуссии, сообщать учебную информацию (вводную, уточняющую, корректирующую) в дополнение к выступлениям студентов, контролировать и оценивать качество их учебной работы.
Диалоговая форма проведения практических занятий требует соблюдения ряда условий:
- преподаватель признаёт право студента на собственное мнение и суждение;
- новое знание воспринимается как истина не столько в силу авторитета преподавателя, сколько в силу доказательства истинности рассуждений участников диалога;
- диалог со студентами строится таким образом, чтобы подвести их к самостоятельным выводам, сделать соучастниками поиска.
Каждое практическое занятие включает решение практических задач, связанных с осмыслением и оценкой историко-педагогических фактов, явлений, причинно-следственных связей и т.п. Вместе с тем на каждом практическом занятии студенты наполняют таблицы материалом, отражающим направленность и динамику изменения взглядов на идеал человека, смысл его жизни, цели воспитания, способы педагогического воздействия и стили взаимодействия участников педагогического процесса. Анализ материала таблиц позволит студентам выявлять тенденции в развитии историко-педагогического процесса, определять на этой основе его перспективы и программу педагогической деятельности.
Каждое лекционное и практическое учебное занятие начинается с экспресс-опроса, в рамках которого в течение 7-10 минут студенты в письменной форме отвечают на вопросы, раскрывающие ключевые факты, изученные на предыдущих занятиях и освоенные самостоятельно.
|
|
При выступлениях на практическом занятии следует использовать следующие схемы:
Краткая схема аналитико-критического выступления: тезисное воспроизведение содержания сообщения, указание на наличие (отсутствие) в сообщении обобщений и выводов, оценка логики представления учебного материала, эмоциональности и речевой грамотности выступающего; общая оценка сообщения.
Краткая схема анализа аналитико-критического выступления: полнота восприятия «критиком» текста сообщения, обоснованность оценки сообщения.