Особенности политической коммуникации Древнего Китая
СО в Китае можно описать с помощью 36 стратагем, которыми китайцы пользуются очень ловко.
Китайские стратагемы исходят из даосизма, конфуцианства и легизма, и с 1 тыс. до н.э. они не менялись.
Китайцы представляют собой совокупность 56 этнических групп, но при этом явл. единым народом и обладают совей ментальностью. Изобрели компас, порох, бумагу, фарфор. Все эти средства в той или иной мере способствуют развитию коммуникации.
Китай - 1,5 млрд человек и 3 место в мире по территории. Это очень мало. Поэтому, чтобы коммуницировать успешно, они изобрели систему жестких правил.
Черты китайского PR:
1. Наличие жестких мировоззренческих моделей
2. Тенденции унификации всех видов человеческой деятельности
3. Слияние светской и духовной власти
4. Приоритет общественных ценностей над личными
5. Направленность на постоянную созидательную деятельность при сохранении преемственности
6. Сосуществование различных идеологических систем, которые, будучи противопоставлены друг другу в основных принципах, все же сосуществуют и дополняют друг друга в рамках государства.
|
|
7. Приоритет государства над личностью ("Ради общественного забудь личное, ради государства забудь семью" (как в СССР))
СО в Китае начинают развиваться как связи государственные!
Сейчас в Китае работают только около 1,5 тыс. фирм, занимающихся СО и их услугами пользуются около 15 тыс. человек, что, конечно, очень мало для такой большой страны.
Китайский пиар имеет преимущественно женское лицо.
В Китае пиар занимается в основном паблисити и публикацией печатных материалов.
Имидж китайского правителя:
Китайский правитель Ван - сын неба. Он обладал абсолютной властью, хотя сам фактически не правил.
Главный символ императора в Китае - нефритовая печать. Если он терял ее, то это значило, что император утратил благословение небес.
В Китае император правил по принципу не деяния: "лучший правитель тот, о котором народ знает только то, что он есть".
Китайский император нес ответственность за все, что происходило в государстве (неурожаи, засуху, природные бедствия), поэтому, если в государстве происходило что-то плохое, вину за это надо было возложить на кого-нибудь еще, чтобы обелить императора. Например, на статую дракона, на бунтовщиков, бежавших из-под стражи или же на отдельного чиновника.
Например, в эпоху Тан (7-10 вв.) было создано законодательство о поддержке лиц пожилого возраста.
Сегодня в Китае нет пенсий. Родителей по обычаю содержат старшие сыновья.
Институт цензорства. В Китае существуют цензоры. Их полномочия были настолько велики, что они могли осудить кого угодно, в том числе императора. Однако не следует забывать, что гласит китайская мудрость: "Быть рядом с императором все равно, что спать с тигром".
|
|
С 3 тыс. до н.э. в Китае существует система доносительства. Донесший о проступке кого-либо получал его дом, имущество и титул.
А при Шан Яне (4 в до н.э.) была введена система круговой поруки.
Она существовала на всех условиях и создавала хорошие предпосылки для воспитания подданных, т.к. страх -лучшее в этом смысле оружие.
Император в Китае был священен. Приблизиться к нему было практически невозможно. Возможность прикоснуться к императору была величайшей редкостью. Человек, удостоившийся такой милости, получал уважение на всю жизнь.
Кроме того, существовала особая форма обращения к императору, которую должны были соблюдать прибывшие послы.
Русские послы отказались выполнять эти требования и не были допущены к императору вплоть до 19 века. Так наши отношения с Китаем были прерваны фактически на 2 тыс. лет!!!!
Основные принципы китайского PR:
1. Исправление имен, т.е. исправление неправильного хода вещей и явлений, и установление правильного. Означает, что реагировать на ситуацию надо не сразу, а подождав, пока она изменится, чтобы увидеть ее с разных сторон.
2. Принцип открывающий врата. Подразумевает, что любое действие будет успешным, если оно предпринимается в определенный для него цикл. Т.е. если ворота закрыты, то не надо в них ломиться.
3. Гармония, т.е. упреждение событий, когда "находясь внутри" управляешь внешним.
4. Опосредованное воздействие, т.е. разрешение проблемы не "в лоб", а окольными путями. "Наступай через отступление".
5. Дальновидение.
6. Нравственное основание. Мораль для китайца не абстрактная категория, а жизненное правило. Ее нарушение строго осуждается общественностью.
7. Соблюдение ритуалов. Иерархия.
8. Индивидуальный подход.
9. Личная ответственность
10. Семейственность. Блат и личные связи играют очень большую роль
11. Адекватность наград и показаний.
12. Точечное воздействие на ситуацию.