Формы индивидуального исторического сознания.
Формы общественного исторического сознания.
Типы исторического сознания.
1. Общественное (массовое) историческое сознание представляет собой совокупность взглядов, представлений и чувств, определяющих отношение к своему прошлому больших человеческих сообществ.
2. Индивидуальное (личное) историческое сознание определяет эмоциональное и логически-предметное отношение к истории отдельных людей – индивидов.
1. Мифологическое историческое сознание – это эмоционально-окрашенные представления людей о своём прошлом, чаще всего миф, заменяющий историческую правду.
2. Хронистическое историческое сознание – это простая фиксация исторических событий без всякого их осмысления и установления причинно-следственных связей.
3. Научное историческое сознание – это обращение к реальным фактам истории и попытка выяснить причинно-следственные связи и суть происходивших исторических событий.
1. Монументальное историческое сознание – это стремление отдельных людей взять в качестве образца для подражания деятельность великих исторических личностей.
2. Антикварное историческое сознание – это глубокая привязанность отдельных людей к старинным предметам и историческим преданиям, часто заслоняющих обыденную реальность.
3. Критическое историческое сознание – это стремление осмыслить историю применительно к своей жизненной практике.
1. Формационная.
2. Цивилизационная.
3. Мирсистемная (теория стадий роста).
Суть формационного подхода к истории.
Стороны концепции | Содержание |
1.Направленность исторического процесса | Достижение идеального общества – коммунизма |
2.Движущая сила исторического развития | Классовая борьба и её высшая форма – социальная революция |
3.Соотношение материальных и духовных, объективных и субъективных факторов исторического развития | Основное внимание к фактору материального производства и детерминированности (предопределённости) исторического процесса |
4.Характер исторического процесса | Человеческое общество проходит пять этапов (формаций) в своём развитии: первобытнообщинную, рабовладельческую, феодальную, капиталистическую и коммунистическую. Каждый новый этап прогрессивнее предыдущего |
Суть цивилизационного подхода к истории.
Стороны концепции | Содержание |
1.Направленность исторического процесса | Каждая цивилизация уникальна и развивается по собственным законам от рождения до гибели |
2.Движущая сила исторического развития | Изменения в культуре, религии, менталитете общества, в природно-климатической среде |
3.Соотношение материальных и духовных, объективных и субъективных факторов исторического развития | Первостепенное внимание к факторам духовно-культурного развития общества |
4.Характер исторического процесса | История – это существование отдельных цивилизаций (культурно-исторических типов), слабо связанных друг с другом |
Суть мирсистемного подхода к истории (теория стадий роста).
Стороны концепции | Содержание |
1. Направленность исторического процесса | Человеческое сообщество движется к самой прогрессивной стадии развития – к постиндустриальному обществу |
2. Движущая сила исторического развития | Изменения в науке и технике, влекущие за собой изменения в духовной сфере |
3. Соотношение материальных и духовных, объективных и субъективных факторов исторического развития | Особое внимание к достижениям научно-технической революции, т.е. к научно-техническому фактору развития |
4. Характер исторического процесса | Все народы и страны проходят неравномерно путь от традиционного общества к постиндустриальному |