Цель и задачи изучения дисциплины
Санкт-Петербург
ИСТОРИЯ РОССИИ
Методические рекомендации.
Предлагаемая программа охватывает исторические события и факты в области международных отношений, протекавших на протяжении второй половины ХХ столетия. К началу 90-х гг. ХХ в. они предстали перед нами в виде достаточно сложившейся системы, отражавшей характер, задачи, проблемы и особенности взаимоотношений между государствами и их конгломератами в условиях так называемой «холодной войны». Следовательно, изучение этих событий требует учета и соблюдения определенных рекомендаций в рамках обозначенной учебной дисциплины.
Особенностью предлагаемой рабочей программы по учебной дисциплине «История международных отношений» является ее построение по хронологическому принципу и то, что программа содержит два раздела, освещающих особые периоды развития системы международных отношений после Второй мировой войны в ХХ веке.
Пользователи – преподаватели и студенты – при работе с данной программой должны обратить внимание на следующие аспекты:
|
|
1. Программа предусматривает соблюдение строгого хронологического принципа при освещении как отдельных событий в области международных отношений, так и в целом процесса их развития, поскольку система международных отношений, сложившаяся в 40-50-е гг. ХХ в. имеют внутреннюю логику развития.
2. При изучении и освещении отдельных событий и фактов в области международных отношений необходимо учесть, что они находятся в строгой соподчиненности и взаимозависимости. Следовательно, отход от данного принципа затрудняет возможность установления взаимосвязи отдельными периодами процесса развития системы международных отношений во второй половине ХХ века.
3. При рассмотрении вопросов тематики семинарских занятий по курсу прилагаемых к данной программе следует обратить внимание на логику их построения и объемность отдельных вопросов. Соблюдение данного принципа позволяет не только определить степень значимости предложенных вопросов, но и установить причинно-следственные связи между отдельными событиями, что позволяет воспроизвести целостную картину исторического факта.
На наш взгляд, вышеизложенные рекомендации могут облегчить работу всем желающим использовать данную программу
Б.1.Б.01 «Гуманитарный, социальный и экономический цикл»
Квалификация (степень) – бакалавр
Направление – 100400 «Туризм»
Профиль – «Технология и организация туроператорских и турагентских услуг»
Рабочая программа дисциплины составлена на основе требований федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 100100 «Сервис» (квалификация «бакалавр»), утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 28 октября 2009 г. № 489 и в соответствии с рабочим учебным планом направления «Туризм», утвержденным ректором СПбГИЭУ
|
|
СОСТАВИТЕЛИ:
д-р ист. наук, проф. А.А. Резник
канд. ист. наук, доц. М.М. Галанов
канд. ист. наук, доц. Я.А. Сексте
канд. ист. наук, доц. С.В. Стрельников
НАУЧНЫЙ РЕДАКТОР:
д-р ист. наук, проф. Л.Н. Гончаренко
ОБСУЖДЕНО
на заседании кафедры истории и политологии
«» __________2011 г., протокол №
ОДОБРЕНО
научно-методическим советом факультета
«»__________2011 г., протокол №
Основная цель изучения учебной дисциплины «История России» - помочь формированию у студенческой молодежи исторического мышления, освоению накопленного предыдущими поколениями мирового и отечественного исторического опыта (как положительного, так и отрицательного), осознанию особенностей и исторического места России в мировом сообществе. Полагаем, что вдумчивое отношение к отечественной истории поможет студентам почувствовать себя наследниками великой культурно-исторической традиции и определить свое место в возрождении истинного величия нашего Отечества.
Основные задачи изучения данной учебной дисциплины направлены на формирование следующих общекультурных компетенций:
способности к интеллектуальному, культурному, нравственному, физическому и профессиональному саморазвитию и самосовершенствованию (ОК-1);
способности к достижению целей и критическому переосмыслению накопленного опыта (ОК-2);
владения культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения, умению логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (ОК-4);
готовности к восприятию культуры и обычаев других стран и народов, с терпимостью относиться к национальным, расовым, конфессиональным различиям, способности к межкультурным коммуникациям в туристской индустрии (ОК-7);
способности понимать социальную значимость своей будущей профессии, обладать высокой мотивацией к профессиональной деятельности в туристской индустрии (ОК-9).
2. Место дисциплины в учебном процессе
и требования к знаниям и умениям выпускника
«История России» является дисциплиной Гуманитарного, социального и экономического цикла (федеральный компонент).
История - наука конкретная. Она требует точного знания хронологии, конкретных исторических фактов и событий, умения их сопоставлять, обобщать, экстраполировать. Поэтому многие проблемы современности, находящиеся в поле зрения экономистов, социологов, политологов, этнологов и других специалистов гуманитарных наук, могут быть решены только на основе исторического подхода и исторического анализа, на базе проделанной историками работы по сбору, систематизации и обобщению огромного массива фактов, позволяющих выявить основные тенденции общественного развития. В этом смысле по способу познания общественных явлений и процессов все общественные науки являются историческими.
Сложившуюся совокупность общественных наук, которые изучают различные аспекты человеческой цивилизации (история, философия, социология, политология, юриспруденция, филология, языкознание, этика и др.) в отличие от наук естественных и технических, принято называть системой гуманитарных наук. Будучи самостоятельными и относительно независимыми, они органически связаны между собой. Только в совокупности гуманитарные науки способны решать в диалектическом единстве главную задачу, стоящую перед человечеством: познание прошлого и современного состояния общества с целью выявления его закономерностей, понимания его настоящего и перспектив будущего.
|
|
В процессе изучения, в частности, дисциплины «История России» выпускник вуза должен:
- иметь представление об истории как науке, ее месте в системе гуманитарного знания, владеть основами исторического мышления;
- иметь представление об источниках исторического знания и приемах работы с ними;
- иметь научное представление об основных этапах в развитии человеческой цивилизации и месте в этом процессе России, знать хронологию основных исторических событий;
- иметь представление об основных типах и формах человеческой цивилизации и их характерных чертах;
- уметь выражать и обосновывать свою позицию по вопросам, касающимся ценностного отношения к историческому прошлому, формам организации и эволюции общественных систем, вкладу народов мира, России, крупных исторических деятелей в достижения мировой цивилизации;
- уметь работать с научной литературой по истории, иметь навыки проведения сравнительного анализа фактов и явлений общественной жизни на основе исторических материалов;
- иметь представления об источниках исторического знания и приемах работы с ними;
- получить дополнительный стимул к развитию черт интеллигентной личности.
Общая трудоемкость по дисциплине составляет четыре зачетных единицы, 144 часа.
Распределение часов учебной работы студента по дисциплине «История России» по видам занятий и формам обучения и распределение компетенций представлено в таблице 1.
Таблица 1
Объем часов и зачетных единиц по дисциплине
Наименование раздела (модуля) Наименование темы дисциплины | Всего часов | Зачетных единиц | Формируемые компетенции | Аудиторные занятия по формам обучения | в том числе | Самостоятельная работа по формам обучения | |||||||||||||||
лекции | практические занятия | лабораторные работы (деловые игры) | семинары | ||||||||||||||||||
очная | очно-заочная | заоч-ная | очная | очно-заоч-ная | заоч-ная | очная | очно-заоч-ная | заоч-ная | очная | очно-заоч-ная | заоч-ная | очная | очно-заоч-ная | заоч-ная | очная | очно-заоч-ная | заоч-ная | ||||
Раздел 1 (Модуль 1) | 0,6 | ОК-1 | |||||||||||||||||||
Тема 1 | ОК-2 | ||||||||||||||||||||
Тема 2 | ОК-4 | ||||||||||||||||||||
Раздел 2. (Модуль 2) | 0,8 | ОК-7 | |||||||||||||||||||
Тема 3 | ОК-9 | ||||||||||||||||||||
Тема 4 | |||||||||||||||||||||
Раздел 3 (Модуль 3) | 0,8 | ||||||||||||||||||||
Тема 5 | |||||||||||||||||||||
Тема 6 | |||||||||||||||||||||
Раздел 4 (Модуль 4) | 0,9 | ||||||||||||||||||||
Тема 7 | |||||||||||||||||||||
Тема 8 | |||||||||||||||||||||
Тема 9 |
Раздел 5 (Модуль 5) | 0,9 | ||||||||||||||||||||
Тема 10 | |||||||||||||||||||||
Тема 11 | |||||||||||||||||||||
Тема 12 | |||||||||||||||||||||
Всего | |||||||||||||||||||||
Кол-во контрольных работ | |||||||||||||||||||||
Форма контроля (экзамен) |
|
|