Основная
ИСТОЧНИКИ
Плутарх. Ликург /Плутарх //Избранные жизнеописания. М., 1987. Т.1.
Хрестоматия по истории Древней Греции /под. ред. Д.П. Каллистова. М., 1964.
Практикум по истории древнего мира/сост. Н.Л. Просина, И.С. Свенцицкая. М., 1972.
Практикум по истории древнего мира /под ред. И.С. Свенцицкой М., 1981. Вып.II.
Геродот. История в девяти книгах/Геродот; пер. Г.А. Стратановского. Л., 1972.
Павсаний. Описание Эллады /Павсаний; пер. С.П.Кондратьева под общ. ред. Э.Д.Фролова. СПб., 1998. Т. I-II.
ЛИТЕРАТУРА:
История Древней Греции /под ред. В.И. Кузищина. М., 2001
История древнего мира. Кн. 2. Расцвет древних обществ /под ред. И.Н.Дьяконова, В.Д.Нероновой, И.С.Свенцицкой. М., 1989.
Андреев, Ю.В. Архаическая Спарта: культура и политика /Ю.В. Андреев // ВДИ. 1987. №4.
Андреев, Ю.В. Спарта как тип полиса /Ю.В. Андреев //Античная Греция. М., 1983. Т.1.
Зайков, А.В. Периэки в структуре спартанского полиса /А.В. Зайков //Античная древность и средние века. Свердловск, 1988.
Колобова, К.М. Древняя Спарта Х-VI вв. до н. э. /К.М. Колобова. Л., 1957.
|
|
Печатнова, Л.Г. История Спарты: период архаики и классики /Л.Г. Печатнова. СПб., 2001.
Фролов, Э.Д. Рождение греческого полиса /Э.Д. Фролов. Л., 1988.
Шишова, И.А. Раннее законодательство и становление рабства в Античной Греции /И.А. Шишова. Л., 1991.
Семинар № 13. ТЕМА 7. Политические отношения в Греции V- IV вв. до н.э. (4 часа).
Методические рекомендации
Цель занятия - изучить процесс возникновения наиболее развитой формы античного рабовладельческого государства — демократической республики.
Начинать работу над вопросами данной темы следует с рассмотрения политической и экономической ситуации в Афинах накануне реформ Солона. По источникам и литературе студенту нужно выяснить, какие социальные группы стояли у власти в этот период, как осуществлялось управление полисом, каково было экономическое положение различных групп населения. Далее необходимо определить причины социальных волнений и их первые проявления (Килонова смута), а также первые попытки преобразований (законодательство Драконта), ответить на вопрос: почему потребовались реформы Солона.
При изучении реформ Солона следует выяснить, почему именно Солон был избран для проведения реформ, отдельно выделить социально-политические и экономические преобразования, рассмотреть последствия и значение для развития демократии.
Перед подготовкой ответа на четвертый вопрос нужно вспомнить определение тирании и ее роль в формировании античной демократии, затем на основании источников проследить, как и почему Писистрат пришел к власти, в чьих интересах он правил и проводил реформы.
ПЛАН ЗАНЯТИЯ
1. Характеристика источников.
2. Экономическое и политическое положение в Аттике в конце VII - начале VI вв. до н. э.
3. Реформы Солона.
4. Тирания Писистрата.
5. Реформы Клисфена, их роль в образовании демократического государства.