Отступники

Тема 8. Международные отношения во второй половине XX – начале XXI вв.

1. Раздел сфер влияния и становление биполярной системы международных отношений по итогам Второй мировой войны.

2. «Холодная война» и механизмы блокового противостояния. Вооруженные конфликты в контексте противостояния сверхдержав.

3. Причины распада советского блока и крах биполярной системы международных отношений на рубеже 80-90-х гг.

4. Механизмы европейской интеграции в послевоенный период.

5. Перспективы развития международных отношений в начале XXI в..

Политическими скандалами в России сейчас никого не удивишь. И последний раунд публичной междоусобицы Михаила Горбачева и Бориса Ельцина в содержательном плане не принес ничего нового. Ничем, так сказать, не обогатил. Однако он интересен как симптом, поскольку еще раз обнаружил уже не только внутреннюю, но и внешнюю драму шестидесятничества: драму отступничества. Отступничества, которое является опять-таки особенностью Горбачева и Ельцина. Разумеется, я имею в виду здесь не предательство в банальном понимании (государственная измена и т.п.), а отступничество в метафизическом смысле слова. Что здесь имеется в виду? Проиллюстрирую свою неоднозначную мысль евангельской историей об Иисусе и Иуде: она далеко не так безыскусна, как принято считать. Судя по всему, среди учеников Иисуса Иуда был единственным апостолом с миссией, трансцендентной братской общине: он был в ней оком государевым, осуществлял тайный государственный надзор за общиной. Изгнание менял из Иерусалимского храма – это, знаете ли, цветочки. Знал ли о тайной миссии Иуды Иисус? Скорее всего, знал или догадывался, потому как на Тайной вечере он молвил Иуде знаменательные слова: «Что делаешь, делай скорее» (Ин 13, 27). Когда Иуда пришел с храмовой стражей, которой было поручено арестовать Христа, Иисус его встретил словом «друг». Он воспринимал Иуду не как своего личного врага, а как идейного противника, поборника совсем другого – государственного – Дела, другой – корпоративной – этики. А Иисус был твердым антигосударственником, провозвестником братской морали, этическим анархистом. Вот в чем суть конфликта между Иудой и Иисусом. Но здесь возникает вопрос: не совершил ли Иуда, выполняя свой государственный долг, метафизическое отступничество от Иисуса? Совершил, ибо своим самоубийством он осудил себя.

Теперь уместно вернуться к Горбачеву и Ельцину. Оба они 1931 года рождения; значит, в 1956 году им было по 25 лет. Иными словами, они, как общественно активные люди, были представителями поколения «детей ХХ съезда», поколения шестидесятников. Для этого поколения, которое многие поторопились объявить лучшим в советской истории, был характерен не только особый Habitus, то есть поколенческий облик в сочетании с типовыми пристрастиями, вкусами и реакциями, но и особая поколенческая солидарность, которую лучше всего выражали слова гимна шестидесятников: «Возьмемся за руки, друзья, чтоб не пропасть поодиночке». И потом, это было первое послевоенное поколение, которое еще было способно по-настоящему авторизовать гордость Советским Союзом как страной, которая все-таки победила непобедимую Германию, поставившую на колени всю Европу, за вычетом Великобритании. В совокупности все это вместе породило и окрасило поколенческий шестидесятнический проект, реализация которого имела необозримые социальные, культурные, политические и прочие последствия. Приверженные этому проекту люди узнавали и признавали друг друга мгновенно.

Мне вспоминается в связи с этим повесть 1930-х годов Андре Мальро «Годы презрения» о немецком подпольщике-коминтерновце Касснере. В ней есть эпизод, когда Касснер чудом вырывается из нацистских застенков и впервые в жизни встречается с летчиком, который должен тайно переправить его в безопасное место. «Касснер, – пишет Мальро, – снова поглядел на этого человека. Он знал о нем одно: коммунист. Они вместе будут рисковать жизнью. Они были связаны не частной судьбой, а общей страстью. Каждый шаг к аэродрому приближал его к дружбе суровой и большой, рассеянной по всей земле». О такой примерно солидарности я толкую.

Я не намерен здесь вести речь об отступничестве Горбачева и Ельцина от коммунизма и коммунистов: равнодушные подъяремные коммунисты образца августа 1991-го не имеют ничего общего, кроме ярлыка, с коммунистами, о которых пишет Мальро; а доктринальный советский коммунизм был мертв задолго до того, как его похоронили. Тут нет проблемы. Но есть проблема метафизического отступничества Горбачева и Ельцина от поколенческого шестидесятнического проекта, с которым связано все лучшее, что в них было. И ведь было на самом деле! Да, очень многое в этом проекте оказалось иллюзорным; да, подобно Иисусу, он был не от мира сего; да, шестидесятническая солидарность, как любая солидарность, зиждилась ни на чем, то есть основывалась на «как если бы»: Царство Божие внутри вас. Но этот проект был подлинным, и отступничество от него есть метафизический грех. Я считаю, что именно отступничеством объясняется шокирующая безоглядность суждений и огульность обвинений, которые обрушивают друг на друга Горбачев и Ельцин. Артиллерия бьет по своим. Шестидесятничество в них и через них подписало акт о капитуляции: оно потерпело сокрушительное поражение. Проблема еще и в том, что такое же метафизическое отступничество совершила часть шестидесятнической интеллигенции, которая их поддержала.

Я вовсе не апологет шестидесятничества, и я не верю в моральную политику. Но мне кажется, что политик вполне может обладать хоть какой-то моралью, пусть даже поколенческой. Иначе – беда.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: