I. Задания для самостоятельной работы
1. Проанализируйте становление и развитие историографии как научной дисциплины.
2. Ознакомьтесь с источниками по истории (письменными, вещественными, аудиовизуальными, научно-техническими, изобразительными).
3. Познакомьтесь со способами и формами получения анализа и сохранения исторической информации.
II. План семинарского занятия
(форма обучения – очная и заочная)
1. Роль исторического источника в изучении истории.
2. Характеристика исторических источников.
3. Способы и формы получения исторической информации, ее хранения и использования.
III. Рекомендации по выполнению заданий и подготовке
к семинарским занятиям
Раскрытие и усвоение студентами вопросов семинара необходимо начать с изучения рекомендованной научной и учебной литературы. Особое внимание следует обратить на книгу «Взгляд на историю как науку: Первая половина XIX века. - М., 2009», где доходчиво изложены вопросы, вынесенные на семинарское занятие.
Рассмотрение первого вопроса целесообразно начать с определения историографии как научной дисциплины. Затем надо дать характеристику историографических источников. Закончить следует изучением различных историографических школ.
|
|
Раскрытие второго вопроса лучше начать с классификации исторических источников. Затем надо рассмотреть общее и особенное в различных исторических источниках. Закончить следует выявлением места и роли источника в историческом исследовании.
При рассмотрении третьего вопроса темы необходимо исследовать вопрос о формах и способах получения исторической информации, проанализировать доступность и эффективность различных исторических источников.
IV. Рекомендуемые источники
Основная литература
1. Ремесло историка. – М., 1986.
2. Источниковедение. Учебник для вузов. – М.: РГТУ, 1996.
3. Взгляд на историю как науку: Первая половина XIX в. Сост. Р.А. Киреева, К.Б. Умбрашко. – М. 2009.
Дополнительная литература
1. Костомаров Н.И. Русская история в жизнеописании ее главнейших деятелей. – М., 1993. – Гл. 1,2,4.
2. Рапов О.М. Русская церковь в IX - первой трети XII в. Принятие христианства. – М., 1988.
3. Рыбаков Б.А. Мир истории: начальные века русской истории. – М., 1987.
V. Контрольные вопросы для самопроверки
1.Какие существуют точки зрения на роль источника в изучении истории?
2.Под влиянием каких внутренних и внешних условий проходило формирование исторических источников?
3.Перечислите и проанализируйте виды исторических источников.
4.Раскройте способы и формы получения, анализа и сохранения исторической информации.
5.Роль и значение источниковедения как составной части исторической науки.
6.В чем Вы видите общее и особенное в различных источниках получения исторической информации?
7.Характеристика различных отечественных и зарубежных историографических школ.