I. Задания для самостоятельной работы
1.* Сформируйте причины частой смены высшей власти в середине XVIII в.
2. Подготовьте доклад об изменении положения дворянства на протяжении XVIII в.
3. *Назовите перемены в управлении страной в центре и на местах в XVIII в.
4.* Подготовьте доклад о проекте реформы М.М. Сперанского?
5. Рассмотрите суть различия в концепциях западников и славянофилов.
6.* Выявите основные формы влияния Отечественной войны 1812 г. на развитие общественной мысли в России?
7. Выявите феодальные пережитки, сохранившееся в российском обществе.
8.* Сформулируйте особенности общественного развития России во второй половине XIX в.
9. Сделайте доклад об изменениях в социальной структуре населения России.
10.* Выявите особенности развития промышленности России в пореформенной период.
II. План семинарского занятия
(форма обучения – очная)
1. Административная, военная, церковная и культурная реформы Петра Великого.
2. Внешняя политика России в конце XVII – первой четверти XVIII века.
|
|
3. Преобразования Екатерины II в сферах государственного управления и социального устройства.
4. Внешняя политика России в 60-90-е гг. XVIII в.
5. Государственная деятельность М.М. Сперанского.
6. Движение декабристов.
7. Внешняя политика России при Александре I.
8. Отмена крепостного права в России: причины, содержание и значение.
9. Преобразования Александра II в сферах государственного управления и социального устройства: земская, судебная, городская, военная и образовательная реформы.
10. Внешняя политика России в 60-90-е гг. XIX в.
III. Рекомендации по выполнению заданий и подготовке
к семинарским занятиям
Раскрытие и усвоение вопросов семинара необходимо начать с изучения рекомендованной учебной и научной литературы. Особое внимание следует обратить на книги Н.И. Павленко «Петр Первый Великий» и А.Б. Каменского «Под сенью Екатерины…», где доходчиво изложены вопросы, вынесенные на семинарское занятие.
В начале ответа на первый вопрос надо определить главные причины петровских преобразований. Затем необходимо дать характеристику важнейших реформ Петра I, излагая их не в хронологическом порядке, а по степени важности для развития России к концу жизни Петра Великого.
При раскрытии второго вопроса особое внимание уделяется задачам внешней политики России в конце XVII – первой четверти XVIII в. Затем дается характеристика Азовских, Прутского и Каспийского военных походов русских войск. Особо исследуется Северная война: цели, ход военных действий и итоги.
Ответ на третий вопрос начинается с общей характеристики состояния России при Екатерине II. Затем рассматриваются важнейшие екатерининские реформы, осуществленные в 60-80-е гг. XVIII в.. Закончить необходимо исследованием деятельности Уложенной комиссии.
|
|
При рассмотрении четвертого вопроса следует определить задачи внешней политики России при Екатерине II. Затем надо раскрыть содержание и итоги войн России с Турцией и Швецией, дать характеристику трем разделам Речи Посполитой. В заключение необходимо проанализировать общие итоги внешней политик России XVIII в.
Раскрытие и усвоение вопросов семинара необходимо начать с изучения рекомендованной учебной и научной литературы. Особое внимание заслуживает все рекомендованные монографии, т.к. в них доходчиво изложены вопросы, вынесенные на семинарское занятие.
Ответ на четвертый вопрос начинается с изложения жизненного пути М.М. Сперанского. Затем дается характеристика основных положений его конституционного проекта. Закончить следует определением причин отставки М.М. Сперанского.
При подготовке к семинару нужно исследовать источники декабристской идеологии. Затем необходимо раскрыть цели, персональный состав и деятельность декабристских организаций. Закончить следует объективным анализом восстаний на Сенатской площади и Черниговского полка.
В ходе подготовки к семинару необходимо начать с определения задач внешней политики России в первой четверти XIX в. Затем надо рассмотреть содержание и итоги войн России с Персией, Турцией и Швецией. Особое внимание обратить на Отечественную войну 1812 г. Нужно дать характеристику Заграничного похода русской армии и его итогов. Следует изучить цели и деятельность «Священного союза».
При подготовке к занятию нужно выявить причины отмены крепостного права России. Затем надо дать характеристику основных положений крестьянской реформы 1861 г. Провести анализом изменений в правовом и экономическом положении государственных и удельных крестьян.
При подготовке девятого вопроса необходимо определить цели буржуазных преобразований, осуществленных при Александре II. Закончить следует общим анализом состояния России к началу царствования Александра II.
Ответ на десятый вопрос надо начать с выявления задач внешней политики России в 60-90-е гг. XIX в. Затем надо рассмотреть этапы присоединения к России Средней Азии. Необходимо проанализировать политику российского правительства на Балканах и в Закавказье. Основательно исследовать процесс создания военно-политических союзов в Европе. В заключение следует подвести общие итоги внешней политики России в XIX в.
IV. Рекомендуемые источники
Основная литература
1. Орлов А.С., Георгиев В.А., Георгиева Н.Г., Сивохина Т.А. История России с древнейших времен до наших дней: Учебник. – М.: Проспект, 2009 – Гл. 14-26.
Дополнительная литература
1. Бескровный Л.Г. Русская армия и флот в XVIII в. – М., 1958.
2. Буганов В.И. Буганова А.В. Полководцы. XVIII в. – М., 1992.
3. Каменский А.Б. «Под сенью Екатерины…». Вторая половина XVIII в. – СПб., 1992.
4. Павленко Н.И. Петр Великий. – М., 1994.
5. Киняпина Н.С. Внешняя политика России в первой половине XIX в. – М., 1963.
6. Томсинова М.М. Светило российской бюрократии. – М., 1991.
7. Федоров В.А. Декабристы и их время. – М., 1992.
8. Ильин В.В., Панарин А.С., Ахиезер А.С. Реформы и контрреформы в России. – М., 1996.
9. Киняпина Н.С. Внешняя политика России 2-ой половины XIX в. – М., 1974.
V. Контрольные вопросы для самопроверки
1.Каковы важнейшие причины реформы Петра I в сфере государственного управления?
2. Чем можно объяснить мероприятия Петра I в области экономического развития?
3. Какие проблемы в обществе породили реформы Петра I?
4. Какой период российской истории и почему назван периодом «дворцовых переворотов»?
5. В чем состояли причины частой смены высшей власти в середине XVIII в.?
|
|
6. Как изменилось положение дворянства на протяжении XVIII в.?
7. Какие перемены в управлении страной в центре и на местах произошли в XVIII в.?
8. В каких сферах жизни общества реформы Екатерины II оказались наиболее результативными?
9. В каком направлении шла внешняя политика России в XVIII в.?
10. В чем Вы видите непоследовательность и противоречивость реформаторской деятельности Александра I?
11.Какие факторы говорят о реформаторской работе Н.Н.Новосельцева?
12. Почему в первой половине XIX в.вопрос о крепостничестве и самодержавии остро встал перед властью и обществом?
13. Чем Вы можете объяснить появление декабристского движения?
14. В чем, на Ваш взгляд, состоит значение реформы Е.Ф. Канкрина?
15. В чем, по Вашему мнению, суть проекта реформ М.М. Сперанского?
16. В чем Вы видите различие в концепциях западников и славянофилов?
17. Каково влияние Отечественной войны 1812 г. на развитие общественной мысли в России?
18. К какому идейному течению Вы могли бы отнести взгляды П.Я.Чаадаева?
19. В чем Вы видите причины недовольства реформой 1861 г. помещиков, крестьян, представителей либерального и революционного лагерей?
20. В чем Вы видите причины, побудившие Александра II провести земскую и городскую реформы?
21. Из каких слоев населения формировалась буржуазия?