СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ И ПОНЯТИЙ
Федор Алексеевич (1661-1682) – русский царь в 1676-1682 гг. Сын АлексеяФедоровича и его первой жены М.И. Милославской. УченикСимеона Полоцкого. Владел иностранными языками, сочинял стихи, хорошо знал математику, историю и географию. Царь Федор был болезненным и слабым, а потому не смог примирить вражеские боярские группировки Милославских, Нарышкиных, Одоевских.
СЛОВАРЬ ПЕРСОНАЛИЙ
Крестьянская война под предводительством Степана Разина
Май 1667 г. – март 1668 г. – поход казацкой бедноты под руководством Степана Тимофеевича Разина вниз по Волге, через Каспий на Яик, овладение укрепленным Яицким городком (современный Уральск) и зимовка отряда.
Март 1668 г. – июнь 1669 г. – поход атамана Разина морем к берегам Ирана («поход за зипунами»).
Ноябрь 1669 г. – прибытие казаков Разина на Дон, на Кагальницкий остров, ставший их военной базой.
1670-1671 гг. – крестьянская война под предводительством С.Т. Разина.
27 мая 1671г. – казнь Степана Разина на Лобном месте на Красной площади.
|
|
Аввакум (Петров) (1620-1682) – протопоп, церковный и политический деятель, писатель. В 1640-х гг. в Москве входил в состав близких к царю Алексею Михайловичу ревнителей православия. Выступил против церковных реформ патриарха Никона и стал вождем церковного раскола и старообрядческого движения, за что в 1653 г. был арестован и сослан. В 1664 г. возвращен в Москву, где при поддержке своих сторонников категорически отказался принять церковную реформу. В 1666 г. его лишили сана, вновь сослали, и по царскому указу в 1682 г. он был казнен (сожжен на костре). Автор почти 100 известных на сегодняшний день литературных произведений. Главное из них – «Житие», являющееся первым образцом нового жанра – автобиографии-исповеди.
Алексей Михайлович (1629-1676) – русский царь (с 1645), сынМихаила Федоровича Романова. В первые годы правления был увлечен идеями религиозно-нравственного совершенствования общества, активно поддерживал членов «Кружка ревнителей благочестия». Управление страной в первый период царствования фактически принадлежало его родственнику и воспитателю боярину Б.И. Морозову. Активный участник составления Соборного уложения 1649 г. Привлекал на службу в Россию иностранных специалистов.
Значение Боярской думы и Земских соборов при Алексее Михайловиче окончательно падает. Созывы Земских соборов вообще прекращаются (последний состоялся в 1653 г.). Растет роль приказной бюрократии. В 1654 г. был создан Приказ тайных дел, который подчинялся непосредственно царю и осуществлял контроль над государственным управлением. Алексей Михайлович первым из русских царей стал собственноручно подписывать указы и другие документы. При Алексее Михайловиче произошел церковный раскол, приведший к усилению борьбы не только церкви, но и государства против старообрядцев. В экономической области его правительство поощряло промышленную деятельность, поддерживало отечественное купечество.
|
|
В правление Алексея Михайловича произошли многочисленные массовые социальные выступления: крестьянская война под предводительством Степана Разина, Медный и Соляной бунты и т.п. Он проводил активную внешнюю политику: значительно расширились границы России за счет вошедших в ее состав Украины, Восточной Сибири, Дальнего Востока; была возвращена часть исконно русских земель - Смоленск, Северская земля с Черниговом и Стародубом.
Атласов Владимир Васильевич (1663-1711) – русский землепроходец. Родом из переселившихся в Сибирь крестьян. С 1682 г. – на государевой службе (казак). Сборщик податей в бассейне рек Алдан, Уда, Тугир, Амгунь, Индигирка, Колыма, Анадырь. В 1694 г. совершил поход по восточному побережью Чукотки и собрал первые сведения о Северо-Востоке Сибири и об Аляске. В 1695-1697 гг. – на службе в Анадыре. В 1697 г. предпринял экспедицию на Камчатку, где собрал ценные сведения о местном населении, животном и растительном мире; в результате этой экспедиции Камчатка была присоединена к России.
Дежнев Семен Иванович (ок. 1605-1673) – русский землепроходец, казачий атаман. В 1648 г. предпринял плавание вдоль берегов Чукотки, открыв пролив между Азией и Америкой. Составил чертеж р. Анадырь и части р. Анюй. Автор описаний путешествий по крайнему Северо-Востоку Сибири.
Иоаким (в миру - Иван Петрович Савелов) (1620-1690) Патриарх Московский и всея Руси с 1674 г. Из дворян. В 1654 г. постригся в монахи. С 1672 г. – митрополит Новгородский. После избрания патриархом активно боролся против раскола. Способствовал подчинению московскому патриарху Киевской митрополии. Активно поддерживал Петра I в борьбе с Софьей Алексеевной. Противник усиливающегося западного влияния на русское общество, одновременно поддерживал византийские церковные традиции. Создал Типографскую школу, а в 1687 г. – основал Славяно-греко-латинскую академию.
Иоасаф (?-1672) – патриарх Московский и всея Руси с 1667 г.Возведен на патриарший престол после низложения патриарха Никона. Продолжая линию Никона в церковном реформировании, предал «соборному проклятию» старообрядцев как раскольников Русской Православной церкви. Активно поддерживал культурно-просвети-тельскую деятельность в Москве иностранцев, заботясь одновременно о чистоте православной веры. В 1668 г. составил правила иконописания. Одной из важнейших задач считал миссионерскую деятельность в Сибири.
Иосиф (?-1652) – патриарх Московский и всея Руси с 1642 г. Архимандрит Симонова монастыря в Москве. Автор ряда богословских трактатов. При нем впервые изданы жития святых Русской Православной церкви. Отстаивал чистоту православия, создав несколько полемических произведений, направленных против католической и протестантской церквей. На Земском соборе 1651 г. активно поддерживал идею присоединения Украины к России.
Михаил Федорович (Романов) (1596-1645) – первый русский царь из династии Романовых. Сын Федора Никитича Романова (Филарета) и Ксении Ивановны Шестовой (в иночестве - Марфы). Избран царем на Земском соборе в феврале 1613 г. Венчался на царство 11 июля 1613 г. После возвращения из польского плена отца – патриарха Филарета – разделил с ним власть. После смерти отца в 1633 г. власть оказалась полностью в его руках. При Михаиле Федоровиче наметилась тенденция к ограничению властных полномочий Земского собора, Боярской думы, местных органов власти. В его царствование были заложены основы самодержавной власти.
|
|
Морозова Феодосия Прокофьевна (1632-1675) – боярыня, раскольница, сподвижница протопопа Аввакума. В ноябре 1673 г. была арестована, состояние ее конфисковано. Вместе с сестрой – княгиней Е.П. Урусовой - была подвергнута пыткам и уморена голодом.
Морозов Борис Иванович (1590-1661) – боярин, воспитатель царяАлексея Михайловича. Фактически глава правительства в 1645-1648 гг. Финансовая реформа Морозова спровоцировала московскoe восстание 1648 г., в результате он был отстранен от дел и отправлен в краткосрочную ссылку. Политическое влияние сохранял до конца 50-х гг.
Никон (в миру - Никита Минов) (1605-1681) – церковный и политический деятель. Патриарх Московский и всея Руси (1652-1666). На церковном соборе в 1666 г. лишен сана первосвященника и сослан в Белозерский Ферапонтов монастырь. С 1676 г. находился в Кирилловом монастыре, где и умер. Никон много сделал в деле церковного книгопечатания. Основал Патриаршую библиотеку, написал ряд церковных и публицистических сочинений.
Ордин-Нащокин Афанасий Лаврентьевич (1605-1680) – государственный и военный деятель, дипломат, боярин, воевода. С 1654 г. участвовал в русско-польской, а затем в русско-шведской войне 1656-1658 гг. В 1658 г. вел успешные переговоры со шведами, завершившиеся Валиесарским перемирием, участвовал в переговорах с Речью Посполитой и в подписании Андрусовского перемирия 1667 г., за что был пожалован в бояре и поставлен во главе Посольского приказа. Руководитель внешней политики России в 1661-1671 гг. Сторонник протекционизма в развитии ремесел и торговли, что отразилось в Новоторговом уставе 1667 г. Основал верфи на Западной Двине и Оке, мануфактуры, был инициатором устройства почты между Москвой, Ригой и Вильно. Полагал, что Россия должна учитывать в своем развитии опыт западноевропейских стран. Сторонник передачи некоторых судебных и административных функций выборным представителям городского населения. В 1672 г.постригся в монахи.
Питирим (?-1673) – патриарх Московский и всея Pycи с 1672 г. При Никоне был митрополитом Крутицким и замещал его в период ухода в Новоиерусалимский монастырь. После смещения Никона – митрополит Новгородский. После смерти Иоасафа II был избран патриархом, однако на этом посту не успел ничем себя зарекомендовать, так как спустя десять месяцев после избрания умер.
|
|
Попов Федот Алексеевич (XVII в.) – русский землепроходец родом из Холмогор. Вместе с С. Дежневым в 1648 г. прошел морем из устья р. Колымы до устья р. Анадырь, открыв пролив между Азией и Америкой.
Поярков Василий Данилович (XVII в.) – русский землепроходец. Письменный голова. В 1643 - 1646 гг. руководил экспедицией, которая впервые проникла в бассейн р. Амур и достигла его устья. Первым из русских совершил плавание по Тихому океану.
Разин Степан Тимофеевич (1630-1671) – донской казак, предводитель крестьянской войны в 1670-1671 гг.
Ртищев Федор Михайлович (1626-1673) – государственный и культурный деятель, ближний советник царя Алексея Михайловича, возглавлял приказы Большого Дворца, Тайных дел и др. Организовал Ртищевское братство – школу при Андреевском монастыре, предшественницу Славяно-греко-латинской академии в Москве.
Хабаров (по прозвищу Святицкий) Ерофей Павлович (1610 - 1667) – русский землепроходец. В 1649-1653 гг. совершил ряд экспедиций в Приамурье. Составил первый «Чертеж реке Амуру». Его имя носят город Хабаровск и поселок Ерофей Павлович.
Архимандрит (греч.) – в православной церкви – высшее званиесвященника-монаха (обычно настоятель мужского монастыря, ректордуховных учебных заведений).
«Бунташный век» – так современники называли в истории Русскогогосударства XVII век – время различных народных движений:крестьянских войн И. Болотникова и С. Разина, городских восстаний 1648-1650 гг., Медного бунта 1662 г. в Москве и др.
Вселенские соборы – съезды представителей высшего духовенствахристианской церкви в мировом масштабе. Такие соборы собираются для решения наиболее важных вопросов церковного характера(разработка и утверждение основ христианского вероучения, формирование богослужебных правил, осуждение ереси). Православная церковь насчитывает 7 Вселенских соборов, католическая – 21.
Казачество (тюрк - удалые, вольные люди) – в XIV-XVII вв. – вольные люди, нанимавшиеся на работу, служившие в пограничных районах на Дону, Волге, Урале, Тереке, в Польше, на Днепре. Создавали самоуправлявшиеся общины – казацкую вольницу свыборным старшиной. Часть казачества – из бывших беглых крестьян. Использовались для охраны границ, в войнах. В XVIII в. стало привилегированным военным сословием, упраздненным в 1920 г. Отдельные казачьи соединения участвовали в Великой Отечественной войне. В 90-е г. XX в. началось восстановление казачества.
Католицизм (от греч. - всеобщий, всеохватывающий) – одно из двух главных направлений в христианской религии. Политическое и культурное разделение Римской империи на Запад и Восток (III–IV вв.) не могло не отразиться на церкви. Организационные и догматические разногласия привели к формальному разрыву между Западной и Восточной церквами в 1054 г. Западная церковь стала называться католической, а Восточная - православной. В противоположность другим толкованиям христианства, католическая церковь считает необходимым повсюду (отсюда название) распространять (и настаивать на их признании) исходящие от апостолов предания.
Остроги – деревянные укрепления в пограничной полосе древнерусских княжеств. Известны с XII в. Остроги возводились как постоянные, так и временные, для размещения в них «воинских людей». В XIV-XVII вв. – распространены на южных рубежах России, в конце XVI - начале XVII в. – в Сибири. Возникнув как военные пункты, многие остроги впоследствии превратились в города. В XVIII-XIX вв. – название тюрем, обнесенных стеной.
Писцовые книги – сводные описания хозяйства в XV-XVII вв. для податного земельного обложения - сошного письма (взыскание налогов с сохи). Составлялись московскими писцами и подьячими, переписывавшими церкви, дворы, лавки в городах, земельные угодья и промыслы на селе.
Разряды – назначение на службу в XV-XVII вв. с учетом местничества и с записью в разрядных книгах, которые велись Разрядным приказом, ведавшим делами служилых людей, жалованьем дворян, военным управлением, назначением полковых и городских воевод, пограничной службой.
Раскол – отделение от Русской православной церкви части верующих, не признававших церковной реформы Никона (1653-1656). Реформа должна была устранить разночтения в церковных книгах и разницу в проведении обрядов, подрывавшие авторитет церкви. С необходимостью проведения реформы были согласны все: и патриарх Никон, и его будущий противник Аввакум. По приказу Никона в качестве образцов были взяты греческие тексты, причем в новых переводах появились разночтения с древними. Это послужило формальным основанием для раскола. Наиболее существенным из нововведений, принятых патриархом Никоном и церковным собором 1654 г., была замена крещений двумя пальцами троеперстием, произнесение славословия Богу «аллилуйя» не дважды, а трижды; движение вокруг аналоя в церкви не по ходу солнца, а против него. Все они касались чисто обрядовой стороны, а не существа православия.
Старообрядчество соединило самые разные социальные силы, выступавшие за сохранение в неприкосновенности традиционной русской культуры. Это были боярыня Ф.П. Морозова и княгиня Е.П. Урусова, монахи и белое духовенство, отказывавшиеся от исполнения обрядов по новому образцу. Но особенно много было рядовых людей - горожан, стрельцов, крестьян, видевших в сохранении старых обрядов способ борьбы за древние народные идеалы «правды» и «воли». Наиболее радикальным шагом старообрядцев было принятое в 1674 г. решение о прекращении молитв за здоровье царя. Главной идеей было «отпадение» от мира зла, нежелание жить в нем. Отсюда предпочтение самосожжения компромиссу с властями. Другой формой протеста старообрядцев стало бегство из-под власти царя, поиск находящихся под защитой самого Бога «сокровенного града Китежа» или же утопической страны – Беловодья. В поисках Беловодья старообрядцы заселили значительную часть Сибири, прежде всего Алтай. Они массово осваивали новые земли, на которых прежде стояли лишь казацкие крепости.
Раскольники – официальное название сторонников старообрядчества в России.
Соборное уложение 1649 года (Уложение царя Алексея Михайловича) – кодекс законов Российского государства, принятый Земским собором 1648-1649 гг. Опубликовано в 1649 г. Всего содержит 25 глав, 967 статей. В нем разработаны вопросы государственного, гражданского, административного и уголовного права и порядка судопроизводства. Принятием Соборного уложения было окончательно юридически оформлено крепостное право. Вплоть до первой половины XIX в. Уложение являлось основным законом в России.
Староверы – общее название последователей ортодоксального православия до церковной реформы, проведенной патриархом Никоном (1653-1656). Их также называют старообрядцами.
Старообрядчество – совокупность религиозных групп и церквей в России. До 1906 г. преследовалось властями. Имеет ряд течений, толков, церквей.
Холопство служилое – с XVII в. становится наиболее массовым, частьего, получая за «службу» землю в условное держание, вливаласьв состав господствующего класса, становясь как бы «холопами» великого князя. Другая часть к XVII-XVIII вв. была «положена в тягло», то есть причислена к крепостным.
Ярмарка (нем. - ежегодный рынок) – регулярно в определенное время устраиваемый торг в установленном месте, на который съезжаются для продажи и закупки товаров. В России с XVII в. (Макарьевская, Ирбитская и др.).
1. Вернадский Г.В. Русская история: учебник / Г.В. Вернадский. – М.:
«Аграф», 2000. – 544 с.
2. Деревянко А.П. История России: учеб. пособие / А.П. Деревянко, Н.А. Шабельникова. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2005. – 560 с.
3. Зуев М.Н. История России: учебник для вузов / М.Н. Зуев. – М.: Приор,
2000. – 688 с.
4. История России: учебник /А.А.Чернобаев, И.Е.Горелов, М.Н.Зуев и др. – М.: Высш. шк., 2004. – 614 с.
5. История России с древнейших времен до конца ХХ века: учеб. пособие для студентов вузов. – М.: Дрофа, 2002. – 656 с.
6. История России: учебное пособие. – М.: Владос,1998. – 256 с.
7. История России: учеб. пособие для вузов / Под ред. С.В. Леонова. – М.: Владос, 1997. – 472 с.
8. История России: учебник. – М.: ИНФРА-М, Новосибирск: Сибирское соглашение, 2001. – 472 с.
9. История России. XIX век: учеб. для студ. высш.учеб.заведений. В 2 ч. / Под ред. В.Г. Тюкавкина. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004. – 400 с.
10.История России с древнейших времен до второй половины 18 века: курс лекций / Под ред. Б.В. Личмана. – Екатеринбург: изд-во Урал. гос. тех. ун-та, 1994. – 303 с.
11.История Отечества / Под ред. В.М. Борисова и др. – М.: Институт межд. права и эконом. им. А.С. Грибоедова, 1998. – 380 с.
12.История России XIX - начала XX века: учебник / Под ред. В.А. Федорова. – М.: Изд-во Московского университета, 2004. – 544 с.
13.Корнилов А.А. Курс истории России XIX века / А.А. Корнилов. –
М.: Высш. шк., 1993. – 446 с.
14.Мунчаев Ш.М. История России: учебник для вузов. 2-е изд. / Ш.М. Мунчаев, В.М. Устинов. – М.: Изд-во НОРМА, 2000. – 768 с.
15.Новейшая история Отечества ХХ век: учеб. для студентов вузов. В
2-х т. / Под ред. А.Ф. Киселева, Э.М. Щагина. – М.: Владос, 1998. – 448 с.
16.Орлов А.С. История России с древнейших времен до наших дней: учебник / А.С. Орлов, В.А. Георгиев и др. – М.: ПБОЮЛ Л.В. Рожников, 2000. – 520 с.
17.Платонов С.Ф. Лекции по русской истории / С.Ф. Платонов. – М.: ООО Издательский дом «Летопись», 2000. – 742 с.
18.Щетинов Ю.А. История России ХХ в.: учебное пособие / Ю.А. Щетинов. – М.: Фаир – ПРЕСС, 1999. – 352 с.