Если определение относится к существительному, которое зависит от числительного 2, 3...:
Ø Два больших дома
Ø Два больших окна
Ø Две большие комнаты
Если м.р. или ср.р., то Р.п. и мн.число
Если ж.р., то И.п.
Если подлежащее выражено собирательными существительными: ряд, часть, большинство мн.ч., если речь идет об одушевленном предмете:
Ø Большинство студентов хорошо сдали экзамены
Ø Ряд домов стоял в конце деревни
При числительных 2, 3, 4… сказуемое ставится во мн.число:
Ø Три книги лежат на столе
Ø Четыре ученика вошли в класс
Ø Институт окончил 301 студент
Деепричастие – это особая форма глагола, которая обладает следующими признаками:
1. Обозначает добавочное действие и отвечает на вопросы «что делая?» или «что сделав?»;
2. Имеет грамматические признаки глагола (вид и залог) и наречия (неизменяемость, синтаксическая роль обстоятельства).
Причастие – это особая форма глагола со следующими признаками:
1. Обозначает признак предмета по действию и отвечает на вопросы «какой?», «что делающий?», «что делавший?», «что сделавший?»
2. Обладает морфологическими признаками глагола и прилагательного.
Не используем!
1. Если действие выражено сказуемым и действие выражено деепричастием, которое относится к разным лицам. Возвращаясь, домой, меня застиг дождь.
2. В безличном предложении имеющ. логический субъект
Ø Проходя к лесу, мне стало холодно.
Ø Если предложение выражено пассивной конструкцией. Производитель действия.
Ø Сделав шаг вперед, Гай был посажен на табурет, где лежала шляпа. (был посажен – пассивная конструкция)
СТИЛИ СОВРЕМЕННОГО РУССКОГО ЛИТЕРАТУРНОГО ЯЗЫКА
Разновидности, функционале стиля.
Т.е. исторически сложившиеся системы речевых средств, используемых в той или иной профессиональной деятельности.
Стили:
1. Научный
2. Публицистический
3. Официально-деловой
4. Разговорный
5. Художественный
Официально-деловой стиль. Функционирует в сфере управления, а также правовой, дипломатической сфере, существует три разновидности:
1. Юридический (законодательный)
2. Канцелярский
3. Деловая переписка
Жанровые разновидности:
1. Законодательный:
· Устав
· Конституция
· Постановление
· Указ
2. Канцелярский:
· Личные документы (автобиография, резюме)
· Административно-организационные (контракт, договор)
· Распорядительные документы (приказ, инструкции)
· Информационно-справочные (объяснительная записка)
3. Дипломатический:
· Договор
· Нота
· Заявление
· Меморандум (изложение взглядов правительства в прессе)
· Письмо-просьба, письмо-подтверждение и т.д.
Термин документ с 18 века, documento – в переводе «доказательство, свидетельство». Это единственный стиль, который закреплен в ГОСТах и инструкциях оформления.
Требования к составлению деловых документов и текстов:
1. Характерна предельно сжатая информация, исключено использование экспрессивных окрасок слова, в переносных значениях слова.
2. Широко используется профессиональные термины, только чтобы они были понятны адресату (пример: кредит, контракт, истец, ответчик)
2.1. Существуют специальные штампы и обороты – канцеляризмы
Ø Вышеуказанные меры пресечения
3. Обращать внимание на различия значения в словах паронимах [7].
Ø Предоставить – Представить
4. Морфологические нормы предполагают использование устойчивых языковых моделей.
Вместо отдельных глаголов используются глагольные сочетания:
Ø Контролировать – Осуществить контроль
Отдается предпочтение более сложной степени глагола: сравнительной и превосходной.
Ø Актуальнее – Более актуальной
5. Пассивная конструкция предпочтительна действительной активной:
Ø Мы приняли меры – Нами были приняты следующие меры.
6. Употребление деепричастных оборотов
Ø Принимая во внимание
7. Широко используются предлоги. Правильное использование усложненных предлогов.
8. Избегать: Я, ТЫ, МЫ.
9. Усложненные синтаксические конструкции.
ПРИСТАВКИ
Приставка (префикс) — часть слова, стоящая перед его корнем и добавляющая или изменяющая смысл слова.
Приставки русского языка делятся на три группы.
1. Приставки первой группы всегда пишутся одинаково, независимо от произношения. Это приставки: в-(во-)(взо-), вы-, до-, за-(изо-), на-, над-(надо-), не-(недо-), о-, об-(обо-), от-(ото-), па-, по-, под-(подо-), пра-, пред-(предо-), про-, разо-, с-(со-), су-, у-.
Они не зависимо от ударения сохраняют устойчивое написание:
Ø Под писать, за платить, предвидеть, про бежать.
2. Приставки второй группы - все приставки, оканчивающиеся на З и С: без-(бес-), вз-(вс-), воз-(вос-), низ-(нис-), раз-(рас-), роз-(рос-), через-(черес-).
2.1. В русском языке нет приставки з-, а есть приставка с-. Например, в словах сделать, сбить, сгонять, сгореть с —приставка, а в словах здесь, здание, здоровье з — часть корня.
2.2. В русском языке есть также приставки, оканчивающиеся на -з и -с: без-/бес-, из-/uc-, воз-/вос-, низ-/нис-, раз-/ рас-, вз-/вс-, чрез-1через- и др. Правописание данных приставок подчиняется определённым правилам:
З | С |
1. Перед гласными (в русском языке 6-ть чистых гласных, а вообще 10-ть гласных) | |
2. Перед звонкими согласными (6, в, г, д, ж, з, л, м, н, р) Ø Безводный Ø Изранить Ø Чрезвычайный | 1. Перед глухими согласными (к, п, с, т, ф, х, ц, ч, ш, щ) Ø Беспутный Ø Испугать Ø Чересчур Исключение: Ø Низкий Ø Низший |
В словах перед ЧЁТ, ЧЕТ – пишем одну букву С:
Ø Расчёт
Ø Расчесать
Ø Исключение - бессчетный
В словах перед ЧИТ – пишем две буквы СС:
Ø Рассчитать
Ø Рассчитывать
В приставках РАЗ – (РАС-) - в безударном положении пишется А
Ø Расписание
Ø Разыграть
Ø Распустить
Ø Исключение - розыскной
В приставках РОЗ – (РОС-) – под ударением пишется О
Ø Роспись
Ø Розыгрыш
Ø Роспуск
3. Приставки, относящиеся к третьей группе: ПРЕ- и ПРИ-.
Приставка ПРИ- указывает | Приставка ПРЕ - указывает |
1. Присоединение, приближение Ø Приблизиться Ø Приклеить | 1. высокую степень качества (близка по значению к слову «очень»): Ø Пребогатый Ø Преспокойный |
2. Совершение действия в неполном объёме или на ограниченный срок: Ø Прилечь Ø Присесть | 2. значение «через» (близка по значению приставке пере): Ø Преградить Ø Преломиться (переломиться) |
3. Пространственную близость, местонахождение: Ø Пришкольный Ø Пригородный Ø Приморский | 3. На действие, достигающее предельной степени: Ø превосходить |
4. Доведение действия до конца: Ø Приплыть Ø Приучить | 4. Значение «по-иному»: преображать (делать другим, изменять), Ø пререкаться (говорить иное, не то, что хотят услышать); |
5. Действие, совершающееся в интересахсубъекта: Ø Присвоить Ø Припрятать |
Примечание. Различается написание слов, близких по звучанию, но разных по значению:
Ø придать соответствующий вид — предать друга
Ø притворить дверь — претворить мечту
Ø прибывать вовремя — пребывать в отпуске
Ø приступить к работе — преступить закон
Ø приходящий в гости — преходящий момент
Ø дом призрения – презирать врага
Ø приходящая няня – преходящий успех
Ø прибывать в город – пребывание в городе
Ø придать смысл словам – предать друга
Запомнить слова!
Ø Президент
Ø Президиум
Ø Прельщать
Ø Претендент
Ø Претензия
Ø Неприхотливых
Ø Привередливы
Ø Приведение
Ø Привилегия
Ø Приоритет
Гласные «Ы» и «И» после приставок
При сочетании приставки, оканчивающейся на согласный, с корнем или с другой приставкой, которые начинаются с «И», пишется, согласно с произношением, по общему правилу «Ы», например:
Играть | Ø Подыграть, сыграть, разыграть |
Идейный | Ø Безыдейный |
Итог | Ø Подытожить |
Искусный | Ø Безыскусный |
Инициатива | Ø Безынициативный |
Но пишется «И»:
1. В словах с приставками меж- и сверх-, например: межирригационный, сверхизысканный.
2. В словах с иноязычными приставками и частицами: пан-, суб-, транс-, контр- и т.п., например: дезинформация, панисламизм, субинспектор, контригра.
12.11.2008 Лекция № 5
В официальных документах толкование должно быть однозначным
НАУЧНЫЙ СТИЛЬ
Обслуживает сферу научного знания, основная функция: сообщение информации, а также доказательства её истинности.
Жанровое разнообразие:
1. Собственно-научный стиль реализуется в жанрах монографии, статьи, доклада
2. Научно-справочный – словари, справочники
3. Учебно-научный – учебники, пособия, лекции
4. Научно-популярный – очерки, научно -популярные статьи, книги (то, что может прочитать средний читатель)
Главным для научного стиля является использование терминов. Термины позволяют создать единое информационное пространство.
Термин – слово или словосочетание, обозначающее понятие специальной области знания.
Существуют общие термины, которые используются всеми науками (например структура, система и др.). Термин должен отвечать определенным требованиям, должен иметь чёткое, фиксированное содержание, в пределах определенной терма - системы. Например:
· Должен быть однозначным
· Не должен иметь синонимов (могут быть взаимосвязанные слова, например лингвистика – языкознание)
· Должен быть нейтральным, эмоционально не окрашенным.
Для современной терминологии характерна тенденция к интернализации, которая осуществляется двумя способами:
1. Использование греко-латинского фонда
2. Выбираются из языка-лидера (например: компьютер – английский, музыка – итальянский)
От терминов следует отличать профессионализмы, слова, которые используются в той или иной профессии.
Грамматические особенности
Отличаются:
· Обобщенностью
· Отвлеченностью
· Логичностью
Обобщенность и отвлеченность подчеркивается наличием наречий и местоимений (обычно, всякий, обыкновенно)
Часто используются в научном стиле пассивные конструкции и неопределенно личные предложения.
Например:
Обычно рассматривают следующие черты объекта, а результаты анализируются. Глаголы употребляются в настоящем времени. Местоимение «МЫ» используется чаще, а также «ОН», «ОНА»…., исключается «Я». Часто встречается использование среднего рода (действия, свойства, изменение, влияние). Использование сложных предложений.
ПУБЛИЦИСТИЧЕСКИЙ СТИЛЬ
Обслуживает сферу общественных экономических отношений, социальной культуры, используется преимущественно в СМИ.
Разновидности:
1. Собственно-публицистический
2. Стиль тамбпублицистики
3. Ораторская речь
Жанры стиля:
1. Статья
2. Очерк
3. Репортаж
4. Интервью
5. Информационная заметка
6. Реклама
Журнальные статьи – тенденция к информативности и фактам.
Основная черта языка газеты – стремление к стандартизованности и экспрессивности (метафоры – это к стандартизованности).
Удачная метафора может перейти в клеше (например, предвыборная машина, паралич власти).
Для языка СМИ характерен полистилизм - сочетание стилей.
Воздействие на слушателя – основная функция СМИ.
Употребление однородных членов предложения.
1. При двух или нескольких однородных членах ставится управляемое слово, только при условии, если управляющие слова требуют одинакового падежа и предлога:
Ø Читать и конспектировать статью;
Ø Выписать и проверить цитаты.
Не правильными являются предложения, в которых общее дополнение находится при словах, требующих разных падежей:
Ø Любить и увлекаться спортом (не правильно)
Ø Любить спорт и увлекаться им.
2. Нельзя в ряд к однородным членам включать видовые и родовые понятия:
Ø В комнате стояли столы, стулья, книжный шкаф, стильная мебель (не правильно)
Ø В комнате стояла стильная мебель.
3. В ряду однородных членов нельзя объединять далекие по смыслу понятия:
Ø Изучать музыку и болезни (не правильно)
4. Все однородные члены должны лексически сочетаться и быть связаны по смыслу:
Ø Много критических замечаний и ценных предложений было внесено в ходе обсуждения вопроса. (внести замечания (неправильно), можно написать – внести поправки)
5. Иногда создается двусмысленность, если управляемое слово может быть отнесено в разумные ряды однородных членов.
Ø Подготовка охотников для истребления волков и лиц ответственных за проведение за этого мероприятия. (правильно – подготовка охотников и лиц).
6. При двойных сопоставительных союзах, однородные члены располагаются так, что один из них ставится перед одним из них
Ø Я читаю не только газеты, но и журналы
Ø Я не только читаю газеты, но и журналы (не правильно)
7. Нельзя создавать не правильные пары сопоставительных союзов.
Ø Не только, а также (не правильно)
Ø Не только, но и ….
Ø Как, а также (неправильно)
Ø Как, так и …
Ø С успехом выступали как исполнители главных ролей, а также все остальные участники спектакля (не правильно)
8. Не могут выступать в роли однородных синтаксических элементов причастный или деепричастный оборот и придаточное предложение.
Ø Портфель, лежащий на столе и который принадлежит преподавателю (не правильно)
[1] глаголы совершенного вида (что сделать?) – указывают на завершённость действия, на его конец или результат.
[2] Глаголы несовершенного вида (что делать?) - не указывают на завершённость действия, на его конец или результат.
[3] Омонимы — разные по значению, но одинаковые по звучанию и/или написанию единицы языка
[4] Эвфемизм - стилистически нейтральное слово или выражение, употребляемое вместо синонимичной языковой единицы, которая представляется слушателю неприличной, грубой или нетактичной
[5] Дисфемизм — грубое или непристойное обозначение изначально нейтрального понятия с целью придания ему негативной смысловой нагрузки или просто для усиления экспрессивности речи, например: сдохнуть вместо умереть, баба вместо девушка, репа вместо лицо.
[6] Предлог — это служебная часть речи, которая служит для связи существительного, местоимения и числительного с другими словами в словосочетании.
[7] Паронимы (от слов "пара" и греческого "onima"- "имя") - это разные по смыслу, но близкие по звучанию слова, например, "база" и "базис"; "обсудить" и "осудить".