Обобщенная графическая модель электропривода. Совместная (совмещенная) механическая характеристика электропривода. Избыточный (динамический) момент. Статическая устойчивость

Лекция 4

Построим в одной координатной плоскости механические характеристики электродвигателя и механизма. Чаще всего при таких построениях для удобства последующего анализа характеристики строятся в одном квадранте (чаще во втором), при этом одна из характеристик представлена в виде зеркального отображения. В качестве примера рассмотрим электропривод, представляющий из себя асинхронный короткозамкнутый двигатель, приводящий во вращение центробежный насос.

Рисунок 1.7 – Механические характеристики асинхронного короткозамкнутого двигателя, приводящего во вращение центробежный насос

Точка а – пересечение двух характеристик, характеризуется равенством М=МС и описывает статический режим электропривода, когда привод вращается с постоянной угловой скоростью ω=ωУСТ.

Если для каждого значения угловой скорости вращения ω вдоль оси ординат найти арифметическую разность М(ω)-МС(ω)=МД(ω), то найдем значение избыточного или динамического момента МД.

Полученная характеристика выражает собой зависимость динамического момента от скорости вращения, то есть МД=f(ω) и называется совместная (или совмещенная) механическая характеристика электропривода.

С помощью совместной механической характеристики можно судить об устойчивости работы ЭП.

Пусть в некоторой точке а механических характеристик ЭП вращается с постоянной угловой скоростью ω=ωУСТ. Предположим, что угловая скорость ЭП по каким-либо причинам увеличилась и стала больше ωУСТ, то есть ω>ωУСТ. При этом динамический момент становится отрицательным МД<0 и под действием отрицательного динамического момента электропривод будет замедляться до тех пор, пока угловая скорость вращения ω не станет равной установившейся скорости вращения ωУСТ. Пусть, наоборот, под действием каких-либо причин угловая скорость уменьшилась, то есть ω<ωУСТ. При этом динамический момент МД>0 и под действием положительного динамического момента ЭП будет ускоряться пока вновь не достигнет установившейся скорости ωУСТ.

Для определения понятия устойчивости ЭП применяют так называемый коэффициент устойчивости:

.

Если kУСТ<0, то электропривод работает устойчиво, а если kУСТ >0 – неустойчиво.

В общем случае, движение электропривода, совершающего вращательное движение, можно представить в виде следующего уравнения

.

Причем разность М-МСД носит арифметический характер.

Таким образом, получаем

.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: