Организация учебной деятельности на уроке
Тема 2.6.1. Типы уроков
1 Урок изучения нового учебного материала
формы изучения: урок-лекция; урок-семинар; киноурок; урок теоретических и практических самостоятельных работ (исследовательского типа); урок смешанный (сочетание различных видов урока на одном уроке).
2 Урок совершенствования знаний, умений и навыков.
а) Систематизация и обобщение новых знаний.
б) Повторение и закрепление ранее усвоенных знаний.
в) Применение знаний на практике для углубления и расширения ранее усвоенных знаний
г) Формирование умений и навыков.
д) Контроль за ходом изучения учебного материала и совершенствования ЗУН,
этот тип урока разбивают на несколько типов: уроки закрепления изучаемого материала; уроки повторения; уроки комплексного применения ЗУН; уроки формирования УН.
Видами этого типа уроков являются:
· уроки самостоятельных работ (репродуктивного типа – устных или письменных упражнений);
· урок - лабораторная работа;
|
|
· урок практических работ;
· урок – экскурсия;
· урок – семинар
3 Урок обобщения и систематизации
4 Комбинированный урок
5 Уроки контроля и коррекции ЗУН (М.И.Махмутов. Современный урок. М., 1981, с.77), [19, 265]
формы деятельности:
фронтальная – предполагает совместные действия всех учащихся класса под руководством учителя;
индивидуальная – самостоятельную работу каждого ученика в отдельности;
групповая – учащиеся работают в группах из 3-6 человек или в парах. [19, 275]
От организации и умелого проведения уроков почти полностью зависит решение задач обучения и воспитания учащихся. Каждый урок должен быть законченным, цельным и в то же время являться частью системы уроков, связанных между собой общей целью и общими задачами данного учебного предмета.
Как методы проблемного обучения можно применить для построения проблемного урока? Рассмотрим его структуру для решения творческих задач нашей программы.
Методические основы | Ситуация на уроке |
Возникновение проблемной ситуации | Эмоционально-художественные затруднения могут возникнуть при неполноте определенных знаний, наблюдений, фактов об объектах действительности, при нехватке опыта эстетической оценки явлений, эмоционально-эстетических впечатлений. Для решения их необходим поиск новой информации |
Поиск новой информации | Сбор новых материалов, наблюдений, впечатлений (самостоятельно или с помощью учителя), обобщение их, претворение в замысел. |
Возникновение затруднений | Но в реализации замысла могут возникнуть затруднения мыслительного и художественно-эмоционального характера. Для этого необходимо вычленение противоречий. |
Поиск способов | Для материализации замысла в практической работе необходимо найти наиболее выразительные средства (материал, технику). |
Изображение в материале | Реализация замысла заключена в создании художественного образа средствами пластических видов искусства. |
Эмоционально-эстетическая оценка и самооценка | Результат решения. При оценке выполнения задания отмечается оригинальность, самостоятельность, отзывчивость, выразительность, эмоциональность, соответствие Замыслу, грамотность |
В учебно-тематическом плане можно вычленить несколько уроков, для которых целесообразно создать проблемную ситуацию, и попытаться разработать модель такого урока. По своей значимости он превосходит многие другие уроки. Для его воплощения необходимы определенные условия: оснащение ТСО, зрительно-иллюстративным материалом, возможность использования музыки, художественного слова, кино-, фотоматериалов. Все эти условия зависят от отношения к предмету в школе и от усилий самого учителя.
|
|