Урок-восхождение

Увлечение искусством, развитие потребности общаться с искусством невозможно строить на простом сообщении знаний учителем. Как же тог­да познать окружающий мир средствами искусства? Как подойти к пони­манию его сущности?

Урок-восхождение — это постепенное подведение ученика к пони­манию нового материала, накопление интереса к предмету или какому-нибудь виду деятельности, знаний по теме, дальнейшее изучение выра­зительных возможностей изобразительного языка пластических ис­кусств.

Девиз урока: через самосознание к художественному обобщению. (Как и когда проводить такие уроки, решает учитель.)

Методические основы Ситуация на уроке
Активная беседа Беседа строится на основе опорных понятий х>б искусстве, природе, отношениях людей, друг к другу и к окружаю­щим; знаний, которые ученики поучили на предыдущих уроках, и того, что они узнали из Других источников: из. дополнительной литературы, от родителей, из радио- и телепередач. Кроме того, используются знания, получен­ные на основе наблюдений по заданию учителя.
Выводы по опорным понятиям В зависимости от того, насколько интересно дети расска­зывали, учитель (с помощью детей) делает выводы по имеющимся знаниям. Дальше идет расширение знаний через поиск новых решений, т. е. формируются основные понятия данного урока.
Передача творческого опыта Передача творческого опыта от учителя к ученику проис­ходит из урока в урок. Учитель знакомит детей с основами колористики, показывает технику и приемы работы инст­рументами и материалами, показывает закономерности построения композиции, решения пространства, техники работы, вариантов творческих находок других учеников. Это формирует творческий потенциал ребенка, развивает его способности, помогает накопить определенный багаж знаний.
Стимулирование творческой поисковой работы Творческая работа детей может проявиться в разных видах деятельности: участии в беседе, умении приводить свои доказательства, высказывать свое суждение, вести творческий поиск в практической работе, заинтересованно знакомиться с произведениями искусства и творчеством художников. Такая творческая работа всегда стимулируется и поощря­ется учителем.

Уроки-восхождения вводятся в начальной школе при изучении сле­дующих тем: «О чем говорит искусство», «Искусство на улицах горо­да», при объяснении нового материала на основе уже изученного. Так, при изучении художественной культуры Древней Японии на первом уроке ведется рассказ учителя (возможно, диалог с учеником), а два других урока можно проводить как восхождение. За неделю дети почи­тают японские трехстишья, что-то найдут в книгах, услышат от других или увидят по телевидению.

Таким образом, и ученики, и учитель вовлечены в интересный поиск — сотворчество, что делает их труд радостным. Материалы, найденные деть­ми, составляют дополнительный дидактический материал для уроков.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: