Двигатели УР

В качестве двигателей ЗУР наибольшее распространение получили РДТТ и ЖРД, так как они способны развивать большую тягу при малых размерах и весе, а также потому, что плотность окружающего воздуха не влияет на их работу. В каждом образце ЗУР может применяться один или несколько РДТТ, ЖРД или их сочетание.

Для выполнения требования о быстром разгоне ракеты необходима тяга двигателя, значительно превышающая стартовый вес ЗУР. Это может быть достигнуто различными способами. Если ракета одноступенчатая, то на ней устанавливается двигатель, работающий с двумя режимами тяги. При запуске такой двигатель развивает большую тягу, во много раз превышающую вес ракеты (первый режим). После разгона ракеты до заданной скорости тяга резко уменьшается (второй режим). Если ракета двухступенчатая, то быстрый разгон производится стартовым двигателем, имеющим высокую тягу, затем первая ступень отделяется, а вторая продолжает полет под действием значительно меньшей тяги маршевого двигателя.

Как известно, вес РДТТ пропорционален весу топлива и почти не зависит от величины тяги. Они способны создавать огромную тягу в течение короткого времени. Вес же и размеры ЖРД в большой степени определяются величиной тяги. Поэтому для стартовых двигателей чаще применяют РДТТ.

В качестве маршевых двигателей большими достоинствами обладают ЖРД. Они могут обеспечить весьма длительную работу, создавая тягу в течение всего полетного времени, которое может быть сравнительно большим (несколько минут). Легко достигается возможность регулирования и программирования тяги. Вследствие более высокой удельной тяги и меньшего удельного веса обеспечивается выигрыш в скорости и досягаемости или в допустимом весе полезного груза (боевой части) при заданном стартовом весе или же выигрыш в стартовом весе при одинаковых летно-тактических характеристиках. Этими преимуществами объясняется широкое применение ЖРД в качестве маршевых двигателей. Однако по мере совершенствования топлив, конструкции и улучшения характеристик РДТТ они все чаще применяются и в качестве маршевых двигателей ЗУР. Причинами этого являются простота устройства и эксплуатации, возможность длительного хранения ЗУР в полностью снаряженном виде при постоянной готовности к пуску, отсутствие химически агрессивных и ядовитых компонентов топлива. Для ЗУР дальнего действия (400 км и более) большую экономию в весе топлива при использовании в качестве маршевых двигателей дают воздушно-реактивные двигатели, в частности ПВРД. Однако ограничения по высоте и маневренности ракеты с ПВРД значительно уменьшают возможности их использования для ЗУР. Тем не менее, как уже говорилось, они находят применение в некоторых образцах иностранных ЗУР.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: