Музыка
Театр
Живопись
Что может и чего не может литра по сравнению с другими видами искусства
Литература чувственно воспроизводит то, что есть в живописи, скульптуре
Энфрастические произведения - это произведения, воспроизводящие то, что мы видим глазами через подробное описание. Не может передать визуальную сторону предметов.
В иллюстрациях к книгам многое теряется. Иллюстрация - иллюзия, мы видим не своими глазами, а глазами художника, только часть образа.
Тынянов:
На бумаге конкретизируется мысленный образ, мы понимаем, что для нас герой совсем другой. (Для нас Т. Ларина с веснушками, а на картинке как греческая богиня)
На картине выхваченный из жизни момент, в книге - действие в развитии во времени.
Выводы:
Поэту конкретика не важна, а художнику - да.
Свои преимущества имеет как живопись, так и литература.
Искусства не совпадают и не являются взаимодополняемыми.
Живые люди в одежде ТОО времени, но они, артисты, из современности, используют повседневные слова. Кажется, театр более заразителен, чем книга. Энергетика актера заражает зал.
|
|
Во время спектакля мы ограничены во времени
Читая книгу мы не ограничены в пространстве, в книге есть то, что нельзя передать на сцене.
Максимально спектакль по Карамазовым шел 2 дня, но произведение книжное все равно обширней. На сцене можно передать лишь несколько худ. Линий. Нельзя перенести описания
Героиня (Татьяна) на сцене обретает черты той актрисы, которая ее играет. А вчера она, может, Бабу-Ягу играла. Это накладывается на наши впечатления.
В книге - движущиеся пейзажи. В театре - смена декораций, зачастую во время специального перерыва, затемнения, антракта
Герои произведении в одежде времени. Герои спектакля в одежде того времени, но не в той самой одежде, в костюме, сшитом современным костюмером.
В каждом виде искусства свои достоинства и недостатки.
Лишена рационального воздействия, только эмоционально воздействует как определенная волна. Нет слов - разум вне прямого действия - только анализ эмоций - опосредованное воздействие.
Синкретического (передающего все) искусства не существует. Сущ-ет иск-во пространственное, временное. Движение - развитие событий
Живопись - ограничена, один момент, но отражает более пространственно-определенные категории. Твердая форма с собственным начертанием.
Литература - развитие линии событий, жизни человека.
Театр - ограничен временем действия. 5 действий - 4-5 часов. Сегодня 1-2 действия чаще. + Временная ограниченность в жизни (как и в кино) зритель выходит из кинотеатра. Книгу можно читать отрезками за день всю или за год по странице в день.
|
|
Видеозаписи не то же самое, потому что нажатие на паузу, по словам Николая Алексеевича, это нарушение законов кинематографического жанра. Среди телефильмов реклама - это тоже нарушение, потому что режиссер на такое внедрение не рассчитывал при работе над своим шедевром. (Создатели сериала «Азазель» рассчитывали)
Литературоведение (ЛВ/лит вед) и литературная критика (ЛК/лит крит)
Литературоведение и лит крит - НЕ ОДНО И ТО ЖЕ
2 рода внутри филологии
Лит Крит - публицистика, литра о литре.
Лит вед - объективная оценка современной худ лит. Показывает развитие народов мира, место современной литры в современном общ-ве. Лит вед - о литре прошлых эпох с анализом.
Общее:
И ЛВед и ЛКритик - люди пишущие, занимают активное место в жизни, не равнодушны к предмету, о котором пишут, олицетворяют исторически-прогрессивное начало (это относительно - и +, и -, потому что когда приходит новое, уходит старое, иногда хорошее)
Лит крит о СОВРЕМЕННОЙ литературе
Лит вед - литра ПРОШЛОГО
Лит вед обладает законами как и любая наука в рамках гуманитарного знания
Лит Крит - включает элементы науки, синтез науки, искусства и публицистики. На стыке журналистики.
ЛВед уходит от 1 лица ед. ч. Пишут МЫ считаем, мы полагаем. Это свидетельствует о стремлении подняться над субъективностью личной точки зрения, борются за устойчивую бесспорность.
ЛКритик - в ед.ч. - сам говорит о литре - Я думаю, я считаю. Это начитанный человек о теории литры, о литре прошлого и современности.
Делая себя действующим лицом разговора о литре наряду с объективностью (литра для всех) вносит элемент субъективности, соц. Принадлежности к группе людей = элементы художественности в статье, которую он порождает через субъективность. Нет абсолютной границы - проницаемость.
ЛК - субъективность
ЛВ - субъективность возможна, но стремление к объективности
ЛВ как наука учитывает контекст произведения. Произведение существует в опр.э контексте, не только литературном, но и историческом. Умение историзировать произведение - одно из главных достоинств ЛитВеда. Может быть в подтексте исследования. Иначе - отказ от стремления к объективности.
Чтобы понять Пушкина нужно прочитать то, что читал Пушкин, но лучше забыть то, чего он прочитать в свое время не мог.
Для ЛитКрита восстановление контекста неважно, стремление не к полноте охвата произведения, а к изоляции произведения или стремления увидеть что-то важное. Разрешение комплекса идей.
Критика изменяет контекст произведения. Писарев перетолковал значение Пушкина. Белинский меняет отношение к действительности в зависимости от личного мнения о преимуществе, важности того или иного аспекта.
+ суждение об оценке других авторов (критика на критику, Писарев спорил с Добролюбовым), учет максимального количества высказываний о произведениях.
ЛВед - оценка чего-либо, замеченная в письмах Пушкина, не важная для Пушкина, не являвшаяся для него лит-ой истиной, для ЛитВеда важна, на основании этого он может строить выводы.
Для ЛКритика важно взглянуть на произведение свежими глазами, выбрать из существующего то, что совпадает с его точкой зрения или чтобы опровергнуть - этот писатель неправильно понимал, нужно так-то и так-то, потому что...
Но чаще для ЛитКрит произведение важно само по себе.
Это связано с тем, что, хотя невозможно объективировать лит крит чаще обращается к явлениям современным. СВОЕ СУЖДЕНИЕ - ДОМИНАНТА.
Лит Вед - объективность и другие отзывы учитываются
Научные особенности ЛВ:
ЛВ смотрит на предмет изучения с отстраненностью
Позиция ученого, смотрящего на предмет:
Ученый (астроном) - понимает больше
|
|
Художник (публицист, поэт) видит красивее
Наука отделена от публицистического начала, события в сфере искусства.
Публицистика - стремление изменить мир, в котором существует человек, изменить представления людей о мире.
Изменение - новый взгляд - важно для критика, для ЛВеда важно то, что кажется правильным и объективным. (Известный ЛитВед - Бонди)
Лит крит на первый план выносит одну черту, забывая все остальное, важное.
Св-во ЛК - связь с печатными изданиями. Позиция выбирается в зависимости от позиции издания. Некоторые проводят свою линию, отличающуюся от политики издания (Розанов рубрика «В своем углу» в журнале «Новый путь») Критик связывается с журналистикой все больше, практически теряет независимость. Чувствует свободу, выходя в другие виды искусства - написать книгу = выйти из пределов журналистики.
ЛитВед à литератор
Некоторые люди могут быть одновременно и ЛВедами и ЛКритиками. (Новиков)
Совмещение разных эпостасий ведет к реализации потенций личности, к смене внутренних границ при переходе из ЛВ в ЛК
ЛКритик не может отойти от мнения аудитории.
ЛВ - наука со всеми особенностями науки
ЛК - синтез трех сфер деятельности: науки, искусства, публицистики
На деле двуединое существование, трудно распознать границы между ЛВ и ЛК.