Понятие, причины и условия, вызывающие трудовые споры. Классификация трудовых споров
Понятие забастовки и порядок ее проведения
При наличии определенных условий разногласия участников трудовых и тесно связанных с ними отношений могут быть признаны трудовыми спорами.
Обстоятельства, вызывающие разногласия в связи с применением законодательства о труде, условий договоров о труде являются причинами трудовых споров.
Виды причин трудовых споров:
Ø объективные (объективные противоречия между работником и нанимателем, вытекающие из отношений собственности отношений наемного труда);
Ø субъективные (незнание законодательства, сознательное его нарушение).
Факт трудового правонарушения, послуживший причиной трудового спора, устанавливается в процессе рассмотрения спора специальным уполномоченным органом.
Помимо причин вытекают также условия возникновения трудовых споров.
Условия возникновения трудовых споров – это факторы, способствующие возникновению разногласий.
Выделяют 3 группы:
ü условия экономического (например, финансовая нестабильность организации);
ü социального;
ü юридического характера (например, несовершенство трудового законодательства).
В общем виде под трудовыми спорами понимают разногласия между сторонами трудовых и тесно связанных с ними отношений по поводу применения нормативных и индивидуальных источников регулирования указанных отношений, а также по поводу установления и изменения условий труда.
Под условиями труда понимается совокупность социальных (условия оплаты труда, спортивный зал для работников) и производственных факторов (санитарные, гигиенические требования), при которых осуществляется труд.
В белорусском законодательстве отсутствует определение индивидуального трудового спора, дается определение только коллективного трудового спора в статье 377 ТК.
Российский законодатель при определении понятия трудового спора избрал теоретический подход, выраженный В. И. Смолярчуком. В рамках этого подхода разделяют неурегулированные разногласия и трудовые споры. По мнению этого автора до обращения в специализированные органы спора еще нет и спор возникает, когда неурегулированные разногласия переданы на разрешение компетентного органа.
Классификация трудовых споров имеет практическое значение для определения порядка разрешения трудовых споров.
Трудовые споры принято классифицировать:
ü по предмету спора;
ü по субъектному составу;
ü по виду спорного правоотношения.
Выделим четыре вида споров:
1. споры об интересе;
2. споры о праве;
3. коллективные;
4. индивидуальные.
Споры об интересе (конфликты интересов, неисковые споры) | Возникают в связи с требованиями установления новых (или изменения существующих) условий труда (уйти летом в отпуск). Такой объект защиты упоминается в ТК только применительно к коллективным трудовым спорам в статье 377 ТК. |
Споры о праве (конфликты права, исковые споры) | Касаются применения норм, установленных нормативными и индивидуальными источниками регулирования отношений, входящих в предмет трудового права. |
Индивидуальные и коллективные трудовые споры разграничиваются в зависимости от спорящего субъекта и существа затрагиваемых разногласий.
В статье 381 ТК РФ определено понятие индивидуального трудового спора.
Признаком индивидуального трудового спора является факт передачи неурегулированных разногласий в соответствующий юрисдикционный орган.