Понятие бюджетного федерализма. Модели бюджетного федерализма. Бюджетная система. Социально-экономическая сущность бюджета. Принципы построения бюджетной системы. Доходы и расходы бюджета. Бюджетное устройство. Бюджетный процесс и его основные этапы. Территориальные и местные финансы.
Тема 3. Государственные финансы
Контрольные вопросы.
1. В чем сущность функции денег как меры стоимости?
2. В чем заключается функция денег как средства обращения?
3. В чем заключается функция денег как средства образования сокровищ?
4. В чем заключается функция денег как средства платежа?
5. В чем сущность функции мировых денег?
6. Какова теория товарного происхождения денег?
7. В чем заключается сущностью денег?
8. Что характеризуют металлические деньги?
9. Какова сущностью бумажных денег?
10. В чем сущность кредитных денег?
11. Что представляет собой вексель?
12. Какова сущность банкноты?
13. Что представляет собой чек?
14. Какова сущность электронных денег?
15. Каким образом деньги выполняют свои функции?
|
|
16. Перечислите основные денежные агрегаты и их составляющие.
17. Сформулируйте закон денежного обращения.
18. Почему классическая количественная теория денег не могла объяснить появление деловых циклов?
19. В чем различие между основными теориями денежного обращения?
20. Как основные макроэкономические школы объясняют появление инфляции и в чем состоят их рекомендации по ее снижению?
С помощью инструментов фискальной (налогово-бюджетной) политики, государство может воздействовать на воспроизводственный процесс, решать многие сложные внутриполитические проблемы, обеспечивать выравнивание социально-экономических условий жизни населения. Основой для реализации такой политики является соответствующая модель бюджетного федерализма.
В Энциклопедическом словаре под бюджетным федерализмом понимается «форма автономного функционирования бюджетов различного уровня государственной власти, основанную на четко сформулированных и закрепленных законодательных нормах, положениях».
Во всех государствах с федеративным устройством можно выделить три основные проблемы, требующие принятия компромиссных решений между представителями различных уровней власти в области финансов.
1. Определение состава расходных полномочий и распределение их между бюджетами разных уровней по предоставлению определенных услуг населению.
2. Определение источников поступления денежных средств в бюджеты разных уровней для обеспечения расходных полномочий.
3. Организация взаимодействия между бюджетами и, прежде всего, в организации трансфертов между бюджетами разного уровня.
|
|
Для федеративных государств выделяются три типа организации бюджетной системы: централизованные, децентрализованные и комбинированные.
Централизованнаямодель. В этом случае разграничение полномочий между уровнями власти по расходам, как правило, не сопровождается наделением их достаточными собственными источниками доходов. Финансирование территориальных программ осуществляется за счет централизованных средств федерального бюджета с использованием различных форм межбюджетных отношений. В такой модели самостоятельность функционирования нижестоящих звеньев бюджетной сферы минимальна.
Децентрализованная модель. Строится на признании высокой степени самостоятельности региональных и местных бюджетов. Финансовая помощь из вышестоящих бюджетов сведена к минимуму. В такой модели полномочия в сфере расходов соответствуют полномочиям в сфере доходов. Но при этом проведение единой финансовой и экономической политики в рамках национальной экономики затруднительно.
Комбинированная модель предполагает использование механизмов бюджетного выравнивания. В этом случае возрастает роль бюджетных трансфертов из вышестоящих бюджетов нижестоящим для регулирования и бюджетного выравнивания регионов.
Вертикальное выравнивание - это процесс нахождения соответствия между объемом обязательств каждого уровня власти по расходам с его доходными источниками и компенсирование дисбаланса региональных бюджетов за счет трансфертов.
Горизонтальное выравнивание - пропорциональное распределение налогового бремени между субъектами федерации для устранения или снижения неравенства налоговых возможностей различных территорий, а также учет дифференциации населения по уровню среднедушевого дохода для устранения региональных различий в прожиточном минимуме, денежных доходах и расходах населения.
В Российской Федерации правовой базой разграничения полномочий, в том числе расходных, в России является Конституция РФ, Бюджетный кодекс РФ, федеральный закон “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации”. В Конституции РФ определены предметы ведения федерального центра, предметы совместного ведения РФ и субъектов РФ, а также предметы ведения субъектов РФ, которые обладают всей полнотой государственной власти вне предметов ведения РФ и совместного ведения РФ и субъектов РФ. В Бюджетном Кодексе РФ определены уровни бюджетов (включая местные бюджеты), из которых осуществляются те или иные расходы.