Развитие, воспитание и социализация личности.
Личностные ограничения менеджера и их преодоление.
Профессиональное становление личности будущих экономистов связано с самореализацией в учебно-профессиональной деятельности, развитием стремления к осознанному выбору профессии, отвечающей их способностям и интересам: формирование представлений о рынке труда, востребованности и перспективах профессии, качествах современного профессионала и его ключевых квалификациях; разностороннее развитие (значение иностранного языка, современных информационных технологий, основ экономики и менеджмента, ориентация на здоровый образ жизни и физическое развитие); формирование лидерских качеств, развитие организаторских способностей.
Профессиональное творчество и профессиональное новаторство достигаются в результате постоянного самосовершенствования в профессиональной деятельности. Но если профессиональное творчество - открытие себя в профессии, выражение субъективного творчества в профессиональной деятельности, то профессиональное новаторство не только субъективное, но и объективное творчество, то есть открытие для других.
Развитие человека происходит под влиянием внешних (объективных - - социальная среда; семья, учебные заведения;
трудовая деятельность) и внутренних (субъективных - индивидуальные биологические особенности;
возрастные психологические особенности, образ «Я») факторов.
Воспитание – это целенаправленная деятельность по формированию у человека системы социально ободряемых качеств личности, убеждений и моральных норм. Воспитанность – сформированность у человека определенных качеств, соответствующих идеалу воспитания и требованиям общества. Воспитуемость – способность личности воспринимать и реализовывать воспитывающие требования воспитателей и общества, психологические и личностные возможности для данного восприятия и реализации.
Социализация представляет собой процесс формирования у человека поведенческих моделей на основе институционных требований. Усвоение данных требований и их выполнение называется социализованность.
На социализацию личности влияет социальная среда – социальные условия, в которых проходит жизнедеятельность человека, и совокупность отношений личности средой.
Цель воспитания - наиболее полное культуроемкое развитие человека, способного к духовному и физическому саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации.
Виды воспитания классифицируются по принципу содержательного многообразия воспитательных целей и способов их достижения.
По институциональному признаку выделяют семейное, школьное, внешкольное, конфессиональное (религиозное), воспитание по месту жительства (общинное), а также воспитание в детских, юношеских организациях и в специализированных образовательных учреждениях (детских домах, школах-интернатах).
По стилю отношений между воспитателями и воспитанниками (по признаку управления процессом воспитательного воздействия на воспитанника со стороны воспитателя) различают авторитарное, демократическое, либеральное и попустительское воспитание.
Н. И. Болдырев, Н. К. Гончаров, Ф. Ф. Королев выделяют три группы методов: убеждение, упражнение, поощрение и наказание.
В. А. Сластенин под методами воспитания понимает способы взаимосвязанной деятельности воспитателей и воспитуемых. Ученый называет четыре группы таких методов: формирование сознания личности (взглядов, убеждений, идеалов); организация деятельности, общения, опыта общественного поведения; стимулирование и мотивация деятельности и поведения; контроль, самоконтроль и самооценка деятельности и поведения.