Виды износа различают в соответствии с существующими видами изнашивания – механическое (абразивное, усталостное), коррозионное и др.
Механический износ является результатом действия сил трения при скольжении одной детали по другой. При этом виде износа происходит истирание (срезание) поверхностного слоя металла и искажение геометрических размеров у совместно работающих деталей.
Износ этого вида чаще всего возникает при работе таких распространенных сопряжений деталей, как вал – подшипник, станина – стол, поршень – цилиндр и т.д.
Степень и характер механического износа деталей зависят от многих факторов:
- физико-механических свойств верхних слоев металла;
- условий работы и характера взаимодействия сопрягаемых поверхностей;
- давления;
- относительной скорости перемещения;
- условий смазывания трущихся поверхностей;
- степени шероховатости и др.
Наиболее разрушительное действие на детали оказывает абразивное изнашивание, которое наблюдается в тех случаях, когда трущиеся поверхности загрязняются мелкими абразивными и металлическими частицами. Они длительное время сохраняют свои режущие свойства, образуют на поверхностях деталей царапины, задиры, а также, смешиваясь с грязью, выполняют роль абразивной пасты, в результате действия которой происходит интенсивное притирание и изнашивание сопрягаемых поверхностей. Взаимодействие поверхностей деталей без относительного перемещения вызывает смятие металла, что характерно для шпоночных, шлицевых, резьбовых и других соединений.
|
|
Механический износ может вызываться и плохим обслуживанием оборудования, например, нарушениями в подаче смазки, недоброкачественным ремонтом и несоблюдением его сроков, мощностной перегрузкой и т.д.
Усталостный износ является результатом действия на деталь переменных нагрузок, вызывающих усталость материала детали и его разрушение.
Валы, пружины и другие детали разрушаются вследствие усталости материала в поперечном сечении. При этом получается характерный вид излома с 2-мя зонами – зоной развивающихся трещин и зоной, по которой произошел излом. Поверхность первой зоны – гладкая, а второй – с раковинами, а иногда зернистая.
Для предотвращения усталостного разрушения важно правильно выбрать форму поперечного сечения вновь изготовляемой или ремонтируемой детали – она не должна иметь резких переходов от одного размера к другому.
Следует помнить, что грубо обработанная поверхность, наличие рисок и царапин может стать причиной возникновения усталостных трещин.
Износ при заедании возникает в результате прилипания («схватывания») одной поверхности к другой. Это явление наблюдается при недостаточной смазке, а также значительном давлении, при котором две сопрягаемые поверхности сближаются настолько плотно, что между ними начинают действовать молекулярные силы, приводящие к их схватыванию.
|
|
Коррозионный износ является результатом изнашивания деталей машин и установок, находящихся под непосредственным воздействием воды, воздуха, химических веществ, колебаний температуры.
Под влиянием коррозии в деталях образуются глубокие разъедания, поверхность становится губчатой, теряет механическую прочность.
Обычно коррозионный износ сопровождается и механическим износом вследствие сопряжения одной детали с другой. В этом случае происходит, так называемый, коррозионно-механический, то есть комплексный, износ.