Виды стратегий
Рис. 15.1. Факторы, влияющие на стратегию
Определение стратегии для организации принципиально зависит от конкретной ситуации, в которой она находится. Это касается рыночных возможностей, сильных сторон организации, традиций в области стратегических решений. Однако существуют общие подходы к формулированию стратегии и общие рамки, в которые вписываются стратегии.
На предприятии разрабатывается несколько стратегий:
• генеральная — главная, отражающая способы достижения общих целей;
• функциональная — отражает пути достижения существующих целей;
• специальные — для особых случаев, например в случае банкротства.
Наиболее распространенными являются базисные, или эталонные стратегии, отражающие четыре различных подхода к росту фирмы и всегда связанные с изменением состояния одного или нескольких следующих элементов: продукта, рынка, отрасли, положения организации внутри отрасли или же технологии:
- стратегии концентрированного роста;
- стратегии интегрированного роста;
|
|
- стратегии диверсифицированного роста;
- стратегии сокращения.
Области выработки и разновидности стратегий функционирования.
Деловая стратегия предприятия. Формирование и элементы деловой стратегии.
Под деловой стратегией понимается управленческий план одного вида бизнеса. Стратегия бизнеса отражает разработанные руководством подходы
и действия, направленные на обеспечение успешного функционирования одного конкретного рода деятельности. Центральным моментом в деловой стратегии является ответ на вопрос, как создать и укрепить долгосрочную конкурентную позицию фирмы на рынке.
Деловая стратегия состоит из ряда функциональных стратегий: производственной, маркетинговой, кадровой, финансовой, стратегии в области НИОКР и т.д.
У фирмы, где существует только один вид бизнеса, корпоративная и деловая стратегии полностью совпадают. Следовательно, деловые стратегии есть только у диверсифицированных компаний.
Деловая стратегия охватывает все действия и новые подходы, которые руководитель считает полезными с точки зрения рынка, экономических тенденций и развития, нужд потребителей и демографической ситуации, новых законодательных и административных требований, а также всех остальных внешних факторов. Хорошая стратегия должна максимально соответствовать внешней ситуации, а если во внешней окружающей среде происходят значительные изменения, то корректировка стратегии осуществляется исходя из реальной потребности.
Деловая стратегия становится сильной, если она создает значительное устойчивое конкурентное преимущество. Деловая стратегия считается слабой, когда результатом ее реализации становится отсутствие конкурентного преимущества При наличии конкурентных преимуществ фирма имеет перспективы получить прибыль выше средней по отрасли. Без такого преимущества фирма рискует оказаться побежденной сильными конкурентами.
|
|
Формирование деловой стратегии, создающей устойчивое конкурентное преимущество, имеет три грани:
1.принятие решений о том, где компания имеет наибольшие шансы
получения конкурентного преимущества;
2.разработку таких свойств продукции или услуг, которые обладают
значительной привлекательностью для потребителей;
3.нейтрализацию конкурентных действий фирм-конкурентов.
Деловая стратегия может быть наступательной и оборонительной. Основные элементы деловой стратегии включают в себя принятие решений по следующим вопросам:
- какие основные подходы к конкуренции будут применены (низкие за
траты или низкие цены, дифференциация, концентрация внимания к конкретной рыночной нише);
- действия, которые следует предпринять в случае изменений во внешней окружающей среде;
- подход к вертикальной интеграции (полная, частичная или ее отсутствие), а так же другие действия, направленные на создание сферы конкурентоспособности фирмы внутри отрасли;
- действия, направленные на обеспечение стабильной конкурентоспособности;
- последние шаги, направленные на укрепление конкурентных позиций
и совершенствование работы.
В отношении внутренней ситуации стратегия бизнеса должна предусматривать действия по повышению квалификации и возможностей, необходимых для достижения конкурентного преимущества. Деловая стратегия должна быть направлена на объединение стратегических инициатив различных функциональных областей: закупка, производство, НИОКР, финансы, кадры, продажи, маркетинг, распределение.
Деловая стратегия также включает план действий по решению особых стратегических проблем, характерных для конкурентной позиции. Например, целесообразно ли создавать новые мощности, заменять устаревшее оборудование, увеличивать расходы на научные исследования и разработки перспективной технологии.
Руководитель бизнеса делегирует решение большей части задач другим сотрудникам, но он несет полную ответственность за деловую стратегию фирмы и ее результаты. Он должен следить за тем, чтобы основные функциональные стратегии были хорошо продуманы и не противоречили друг другу. В диверсифицированных фирмах руководители бизнесов могут контролировать, чтобы цели и стратегия бизнеса соответствовали целям и стратегии фирмы.
Инновационная стратегия предприятия должна быть всегда ориентирована на рынок, а не на продукт. Факторы, определяющие инновационную
стратегию:
- она начинается с вопроса "В чем состоит наш бизнес и каким он должен быть?" Главная предпосылка инновационной стратегии - новое и иное;
- инновационные усилия должны быть, по крайней мере, втрое, вчетверо выше, чем затраты, нужные для достижения целей (обычно девять из десяти идей оказываются пустыми);
- для инноваций долгое время, иногда годы, требуются большие усилия. Предсказать успех новой идеи очень трудно. Еще труднее предсказать, когда он начнется;
- только после того, как новая продукция введена на рынок в коммерческих количествах и успешно продается несколько лет, данные по ней
включаются в бюджет соответствующего подразделения предприятия;
- главная движущая сила инновации - высшее руководство. Его важнейшая задача состоит в превращении полусырых идей в конкретную реальность. Это достаточно сложно, так как на ранних стадиях все идеи выглядят
равно привлекательными (или равно невыполнимыми).
|
|
Под стратегией разрешения управленческой ситуации понимают выбор определенного вида деятельности в процессе управления, направленного на реализацию одного из возможных вариантов связей между источником возникновения ситуации и объектом воздействия. Выделяют следующие стратегии:
- регулирование. Это вид управленческой деятельности, направленный
на стабилизацию или изменение состояния подсистем предприятия в связи с
возникновением в них различного рода ситуаций и осуществляемый путём
воздействия на каждую подсистему или на все вместе;
- адаптация. Это вид управленческой деятельности, вызванный изменениями характеристик внешней среды и осуществляемый путем изменения
параметров одной или нескольких подсистем предприятия. Адаптация пони
мается здесь как приспособление предприятия к изменившимся условиям
внешней среды;
- средообразование. Оно предполагает воздействие на два элемента
внешней среды (директивную и равноправную среду) с целью их изменения
в благоприятном для данного предприятия направлении;
- маркетинг. Это воздействие предприятия на потребительскую среду.
- инновация. Здесь источником управленческой ситуации является интеллектуальная подсистема.
Стратегия управления персоналом должна носить долгосрочный характер и быть связанной со стратегией развития предприятия в целом. Объектами стратегического менеджмента в отношении персонала являются сотрудники предприятия, условия труда, структура персонала.
Направления кадровой стратегии следующие: организация отношений и связей с рынком труда, политика использования персонала, выбор и реализация стиля управления, организация рабочих мест и условий труда, политика признания личных успехов в труде, выбор системы оплаты труда, политика подготовки и повышения квалификации персонала, коммуникационная политика.