Тема 7. Біологічний портрет сучасної людини

Психофизиологический подход к интеллекту

Известно, что в психологии существует много разных подходов к анализу природы интеллекта, его структуры, способов функционирования и путей измерения. С позиций психофизиологического анализа целесообразно остановиться на подходе к интеллекту как к биологическому образованию, в соответствии с которым предполагается, что индивидуальные различия в показателях интеллектуального развития объясняются действием ряда физиологических факторов, во-первых, и эти различия в значительной степени обусловлены генотипом, во-вторых.


Исходя из современных представлений о нейродинамических коррелятах психической деятельности, Русалов разработал психометрически корректную методику (ОСТ) для изучения темперамента. Корректность его опросника заключается в независимости шкал. Всего этих шкал - четыре.

Первая - характеризует "широту-узость" афферентного синтеза. Это свойство проявляется в степени напряженности (эргичности, работоспособности) взаимодействия человека со средой.

Вторая - отражает степень пластичности или легкости - трудности переключения программ с одних форм на другие (смена деятельности).

Третья - характеризует быстроту (темп) выполнения программ поведения.

Четвертая - отражает порог чувствительности (эмоциональности) к возможному несовпадению реального результата с акцептором, т.е. запрограммированной целью. Эти шкалы относятся как к предметной деятельности так и к социальной. В итоге получают восемь относительно независимых переменных (показателей). Эти показатели обладают различной степенью индивидуальной выраженности. Методика пригодна для лиц обоего пола в возрасте от 13 до 55 лет. Особо следует подчеркнуть пригодность методики для подростков. Начиная с 13 лет структура их темпераментальных свойств полностью соответствует структуре свойств взрослого человека. Следовательно, решающую роль в формировании структуры темперамента играют не культурно-исторические, а биологические факторы. Эти факторы едины для всего вида Ноmо Sapiens. При изучении пластичности ЦНС было установлено, что различные её показатели, от 31 до 100%, детерминированы генетически и прямо связаны с количеством нейрофункциональных программ. Половые различия темперамента выражаются в следующих закономерностях: Мужчины отличаются от женшщин более высокими значениями по всем трем шкалам предметной активности (эргичности, пластичности и скорости). У женщин более высокие значения по шкале социальной пластичности и обеим шкалам эмоциональности. По социальному темпу и социальной эргичности - половые различия отсутствуют.

Следовательно, мужчины в сравнении с женщинами характеризуются более широкой и ярче выраженной сферой деятельности. Для них характерна высокая работоспособность и темп предметных операций, гиперактивность, гибкость мышления и легкость переключения программ поведения. Женщин отличает -легкость вступления в новые социальные контакты, более широкий набор коммуникативных программ, импульсивность и способность быстро переключаться при контактах. Они боле чувствительны к неудачам, склонны к беспокойству, неуверенности и тревоге в служебной и бытовой деятельности. По уровню социальной эргичности (т.е. потребности в общении с людьми) и социальному темпу (скорости вербализации и развитию речедвигательных навыков) половые различия отсутствуют.

Более высокая предметная эргичность у мужчин является следствием обобщенных в процессе эволюции программ "мужского" поведения: высокая поисковая активность (охота, защита), стремление к риску, как следствие этой активности, наступательное эротическое поведение, способность к сохранению поведенческих программ без положительного подкрепления и др. Низкая эмоциональность мужчин, по-видимому является следствием нейроандрогенетических программ поведения, отработанных в процесс эволюции. Отсюда, - у них меньшая генетическая тревожность, чувствительность к страху, неизвестным объектам и событиям. На данном этапе эволюции половые различия в структуре темперамента носят устойчивый характер и, по-видимому, будут сохраняться еще длительное время. Для психофизиологии наиболее важным является изучение "внешних" связей темперамента, в частности с особенностями формирования когнитивного стиля, личностных и ПВК. в этом плане были установлены следующие зависимости:

1. Индивидуальные особенности познавательного процесса связаны с социальной пластичностью и социальным темпом. Эти две характеристики позволяют субъекту эффективно познавать различные черты и стороны объектов и феноменов.

2. Адаптивность - значимо коррелирует с социальной пластичностью. Высокий уровень этого показателя характерен для людей с целостным логичным подходом к оценке событий.

3. " Поленезависимость" - отрицательно связана с социальной эмоциональностью и положительно с социальной эргичностью и пластичностью. Поленезависимые индивиды не особо нуждаются в одобрении своих поступков. Они последовательны в реализации избранной стратегии поведения и всегда готовы структурировать среду под себя. Это лидеры со всеми их особенностями.

4. "Аналитичность" - отрицательно связана с социальной эргичностью и социальным темпом. Аналитики воспринимают набор несущественных признаков в целом и тем самым ограничивают себя от избыточной информации социального характера. Эти лица обладают низкой потребностью в развитии социальных связей. Следовательно, характеристики темперамента можно рассматривать в качестве базисных элементов, которые определяют специфику познавательного стиля индивидуума.

Сопоставление свойств темперамента с некоторым ПВК, и в частности с такой характеристикой как обучаемость, показало высокую прямую зависимость обучаемости от социальной эргичности и темпа, и обратную - от эмоциональности. Вместе с тем, учение - это не деятельность. Поэтому Русалов и выделил обучаемость из ПВК.

Из наших исследований, проведенных с участием сотен спортсменов, а также профессиональными группами с доминированием различных компонентов труда (умственным, энергетическим, психоэмоциональным) становление профессионального мастерства сопряжено с формированием Ф.С. деятельности.

На первом этапе доминируют исполнительные звенья Ф.С. в виде механизмов кардиогемодинамики, НМА и других вегетативных функций т.е. чисто физиологические механизмы.

На втором - преобладают психофизиологические механизмы в виде способности организма дифференцировать пространственно-временные и динамические параметры движений, быстро и своевременно реагировать на сигналы, различать стимулы различной модальности и т.п.

На третьем - доминируют регуляторные, чисто психические механизмы, в виде различных параметров внимания, памяти, антиципации, вероятностного прогнозирования, оперативного мышления и т.п. При этом доминирующая роль принадлежит чисто личностным характеристикам индивида - способности к мобилизации воли, эмоциональности, психо- и помехоустойчивости, уровню притязаний и другим, генетически заданным параметрам личности.

В настоящее время концепция "дрейфа" ПВК является общепризнанной и хорошо вписывается в теорию Ф.С. Анохина и концепцию деятельности Леонтьева. Далее коротко остановимся на значении темпераментальных характеристик в поведении человека в конфликтных ситуациях. По существу -это выбор стратегии поведения. Этих стратегий насчитывают три:

1. Стратегия " соперничество" связана обратной зависимостью с социальной пластичностью индивида.

2. Стратегия "компромисс" - отрицательно коррелирует с предметной эргичностью и социальной эмоциональностью и положительно - с предметным темпом.

3. Стратегия "избегания" - отрицательно связана с коммуникативной эмоциональностью.

Рассмотренные нами факты и установленные закономерности позволяют сформулировать вполне конкретные выводы:

1. Темперамент играет существенную роль в сложнейших формах поведения человека: в обучении, профессиональной и спортивной деятельности, в процессах познания, разрешении конфликтных ситуаций и адаптации к социуму.

2. При изучении индивидуальности человека следует в первую очередь изучать его темпераментальные характеристики.


[1] Единицей анализа (ЕА) является своего рода системой, это объект анализа, который в отличие от элементов обладает основными свойствами, которые присущи целому, и являются неразложимыми частями этого целого. ЕА – минимальное образование, в котором представлены существенные связи и параметры объекта. ЕА можно операционализировать, т.е. она допускает измерение и количественную обработку.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: