Другим названием "анализа АВС" является "Кривая 80-20". Смысл его в следующем. Представьте себе, что вы уронили 100 монет на лужайку. Первые 80 монет вы нашли довольно быстро, но на поиски каждой следующей у вас уходит все больше и больше времени, так как, радиус поиска расширяется, трава на лужайке разной высоты и плотности и т. д. Расход времени на одну монету возрастает, и, наконец, наступает такой момент, когда удельный расход времени на поиск одной монеты превысит стоимость монеты. Об этом надо помнить и вовремя остановиться.
Анализ АВС является вспомогательным средством для классификации хранимых изделий и основан на их стоимости.
При анализе эффективности производства фирмы, выпускающей изделия разных номенклатур, а равно эффективности их материально-технического обеспечения целесообразно всю номенклатуру изделий разбить на три группы.
Группа изделий А: наиболее ценные изделия, на долю которых приходится около 80 % общей стоимости изделий, выпущенных фирмой, они составляют около 15-20 % наименований всего выпуска продукции.
|
|
Группа изделий В: средние по стоимости изделия (примерно 10-15 % общей стоимости выпуска), но в количественном отношении они составляют около 30 % общего выпуска.
Группа изделий С: самые дешевые изделия (примерно 5-10 % от общей стоимости выпуска) и самые массовые по количеству наименований (более 50 % общего выпуска).
Группа изделий А должна находиться под строгим контролем, в режиме постоянного учета, т.е. изделия этой группы - основные в бизнесе фирмы.
Группа изделий В требует обычного контроля, периодического учета и внимания.
Группа изделий С нуждается в эпизодическом контроле и учете.
Правило 80-20 используется обычно при составлении оптимального заказа с учетом спроса потребителей, оно также помогает в решении задач относительно экстраполяции прошлых тенденций на будущее.
Лекция №7
на тему: «Распределительная логистика»
ВОПРОСЫ ПО ТЕМЕ:
1. Понятие и задачи распределительной логистики
2. Логистические каналы и цепи
3. Определение оптимального количества складов в системе распределения
4. Задача оптимизации расположения распределительного центра на обслуживаемой территории
5. Принятие решения по построению системы распределения
6. Распределительная логистика и маркетинг
ВОПРОСЫ ДЛЯ КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ:
1. Дайте определение понятиям «логистика» и «распределительная логистика». Что общего и в чем отличие этих понятий?
2. Перечислите задачи, решаемые распределительной логистикой на микро- и макроуровне.
3. Назовите и охарактеризуйте методы решения задачи оптимизации расположения распределительного центра на обслуживаемой территории.
|
|
4. Опишите порядок определения места расположения распределительного центра методом построения физической модели материальных потоков (метод определения центра тяжести).
5. Охарактеризуйте зависимость транспортных расходов системы распределения от количества входящих в нее складов.
6. Как меняются затраты на содержание запасов в системе распределения с изменением количества складов на обслуживаемой территории?
7. Дайте определение логистическому каналу, логистической цепи. В результате каких действий логистический канал преобразуется в логистическую цепь?
8. Дайте определение понятию «инфраструктура товарного рынка».
9. Перечислите подсистемы, образующие инфраструктуру товарного рынка.
10. Каким образом развитие инфраструктуры товарного рынка влияет на величину логистических издержек?
11. Что общего и в чем отличие распределительной логистики и маркетинга?
Рекомендации по изучению темы лекции:
Распределительная логистика.
В рамках данной темы рекомендуется разобрать следующи вопросы:
— сущность и задачи распределительной логистики;
— взаимосвязь распределительной и закупочной логистики, распределительной логистики и маркетинга;
— логистические каналы и логистические цепи;
— пример логистически организованной системы распредели ния товаров.
Физическое распределение произведенного или закупленного продукта является значимой областью логистики и имеет выра женную функциональную специфику. Термин «распределение», использованный в названии изучаемой темы, имеет широкое применение как в науке, так и в практике. Например, экономическая наука широко использует термин «распределение» в значении — фаза общественного воспроизводства. Изучение первого вопроса темы формирует понимание специфики распределения в логистике как комплекса взаимосвязанных логистических функций, реализуемых в процессе распределения материального потока между различными оптовыми покупателями, то есть в процессе оптовой продажи товаров.
Материал первого вопроса раскрывает также состав комплекса задач по управлению материальными потоками на участке поставщик — потребитель, решаемых как на уровне предприятия (микроуровень), так и на уровне региона, страны (макроуровень).
На микроуровне это такие задачи, как определение логистических целей процесса реализации, обеспечение технико-технологической сопряженности участников логистических процессов при планировании реализации, выбор тары и упаковки в распределительных процессах и др. При этом основной целью изучения является понимание необходимости интеграции различных подразделений предприятия, участвующих в решении этих задач.
В данной теме изучается также состав задач распределения, решаемых на макроуровне, то есть на уровне территории региона, страны, группы стран. К таким задачам относят:
— выбор схемы распределения материального потока;
— определение оптимального количества распределительных центров (складов) на обслуживаемой территории;
— определение оптимального места расположения распределительного центра (склада) на обслуживаемой территории, а также ряд других задач, связанных с управлением процессом прохождения материального потока по территории района, области, страны, материка или всего земного шара.
Изучение второго вопроса темы позволяет понять значение согласованности в логистической деятельности службы закупок покупателя и службы распределения поставщика.
Далее в историческом и содержательном аспектах рассматривается взаимосвязь логистики с маркетингом. Данный вопрос особенно важен, так как целевой аудитории учебника читается курс маркетинга, в котором также рассматриваются проблемы рациональной организации товародвижения. Работа над настоящим вопросом формирует понимание различий между изучаемыми дисциплинами в разрезе объекта, предмета и совокупности применяемых методов.
|
|
По этой теме студентам рекомендуется самостоятельно исследовать распределительную систему конкретной фирмы в плане анализа степени рациональности решения задач, освоенных в процессе изучения темы, обратив внимание на следующие вопросы:
1. Поставлена ли задача сквозного управления материальными потоками, если да, то на каком уровне управления сформулирована эта задача.
2. Есть ли экономический компромисс между участниками процесса распределения.
3. Насколько согласована по своим параметрам техника, используемая в исследуемой системе распределения.
4. Резервы логистической оптимизации исследуемой системы распределения.
5. Возможный эффект от логистической оптимизации данной системы.
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА