Теория выученной беспомощности Мартина Селигмана

Выученная беспомощность (ВБ) — психологическое состояние, которое включает нарушение в мотивации из-за пережитой субъектом неподконтрольности какого-то события.

Эксперименты с собаками: слабые удары тока в течение какого-то времени, которых они никак не могут избежать. Затем собак помещают в клетки, где они могут избежать неприятной стимуляции, но животное не ищет активно способов справиться с ситуацией, а пассивно ее терпит.

У человека: люди подвергались воздействию громкого звука, которого не могли избежать; вторая группа могла нажать кнопку. Затем люди уже могли избежать шума — сколько времени им потребуется, чтобы научиться избавляться от него? У тех, у кого ВБ, время научения гораздо дольше.

В ситуации ВБ:

- неспособность действовать

- невозможность обучаться новым способам поведения

- эмоциональные расстройства

Несимметричность в атрибутировании причин успеха/неуспеха (Селигман): бывают разные стратегии. Оптимистические и пессимистические стили объяснения. Пессимистичный стиль неадаптивен, мешает добиваться успеха, ставить цели.

Параметры стиля объяснения:

- постоянство (постоянно/временно)

- широта (универсально или конкретно оценивается причина — конкретно/универсально)

- персонализация (ответ на вопрос "кто виноват?")

Хорошо, когда причины успехов человек приписывает постоянным событиям, неуспехов — временным. Пессимистично — наоборот.

Хорошо, когда причины удач приписывают универсальным причинам, неудач — конкретным.

Оптимистично, когда причины удач приписывают внутренним причинам, неудач — внешним.

Это устойчивая личностная черта. Откуда берется:

- Много идет из детства: человек заимствует у матери (формируется к 8 годам).

- Влияют объяснения взрослыми причин успехов/неуспехов ребенка.

- Травмирующий опыт (ссоры родителей, смерть родственника — формирует ВБ)

Теория имплицитных представлений о способностях

Имплицитный — внутренний, присущий человеку; неявное, неосознаваемое.

Как человек объясняет, откуда у него способности, как их оценивает.

2 типа представлений о своем интеллекте:

1) данностная теория: как дано от природы, так и останется на всю жизнь. На интеллект нельзя повлиять, он фиксирован. 35% усилий, 65% таланта.

2) прибыльная теория: интеллект можно развивать, улучшать, приобретать навыки и знания.

Теории влияют на процесс целеполагания.

Данностная теория. Надо скрывать свои малые способности; если они хорошие, то надо подтвердить свои способности. Цель — получить позитивную оценку своего ума и избежать негативной. В случае неуспеха люди будут пытаться его скрыть, при постановке задач избегать риска, недостаток настойчивости, неуспех ухудшает результат деятельности, негативные ожидания, минимизация целей и усилий.

Прибыльная теория. Цель — не проявить себя в глазах других, а познавать, достигать, совершенствовать навыки. Адаптивная стратегия, на неудачу реагируют повышением мотивации, трудности усиливают желание достигать, удовольствие от встречи с трудностями, увеличится настойчивость после встречи с неудачей.

То же касается не только интеллекта, а социальных отношений.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: