Выученная беспомощность (ВБ) — психологическое состояние, которое включает нарушение в мотивации из-за пережитой субъектом неподконтрольности какого-то события.
Эксперименты с собаками: слабые удары тока в течение какого-то времени, которых они никак не могут избежать. Затем собак помещают в клетки, где они могут избежать неприятной стимуляции, но животное не ищет активно способов справиться с ситуацией, а пассивно ее терпит.
У человека: люди подвергались воздействию громкого звука, которого не могли избежать; вторая группа могла нажать кнопку. Затем люди уже могли избежать шума — сколько времени им потребуется, чтобы научиться избавляться от него? У тех, у кого ВБ, время научения гораздо дольше.
В ситуации ВБ:
- неспособность действовать
- невозможность обучаться новым способам поведения
- эмоциональные расстройства
Несимметричность в атрибутировании причин успеха/неуспеха (Селигман): бывают разные стратегии. Оптимистические и пессимистические стили объяснения. Пессимистичный стиль неадаптивен, мешает добиваться успеха, ставить цели.
Параметры стиля объяснения:
- постоянство (постоянно/временно)
- широта (универсально или конкретно оценивается причина — конкретно/универсально)
- персонализация (ответ на вопрос "кто виноват?")
Хорошо, когда причины успехов человек приписывает постоянным событиям, неуспехов — временным. Пессимистично — наоборот.
Хорошо, когда причины удач приписывают универсальным причинам, неудач — конкретным.
Оптимистично, когда причины удач приписывают внутренним причинам, неудач — внешним.
Это устойчивая личностная черта. Откуда берется:
- Много идет из детства: человек заимствует у матери (формируется к 8 годам).
- Влияют объяснения взрослыми причин успехов/неуспехов ребенка.
- Травмирующий опыт (ссоры родителей, смерть родственника — формирует ВБ)
Теория имплицитных представлений о способностях
Имплицитный — внутренний, присущий человеку; неявное, неосознаваемое.
Как человек объясняет, откуда у него способности, как их оценивает.
2 типа представлений о своем интеллекте:
1) данностная теория: как дано от природы, так и останется на всю жизнь. На интеллект нельзя повлиять, он фиксирован. 35% усилий, 65% таланта.
2) прибыльная теория: интеллект можно развивать, улучшать, приобретать навыки и знания.
Теории влияют на процесс целеполагания.
Данностная теория. Надо скрывать свои малые способности; если они хорошие, то надо подтвердить свои способности. Цель — получить позитивную оценку своего ума и избежать негативной. В случае неуспеха люди будут пытаться его скрыть, при постановке задач избегать риска, недостаток настойчивости, неуспех ухудшает результат деятельности, негативные ожидания, минимизация целей и усилий.
Прибыльная теория. Цель — не проявить себя в глазах других, а познавать, достигать, совершенствовать навыки. Адаптивная стратегия, на неудачу реагируют повышением мотивации, трудности усиливают желание достигать, удовольствие от встречи с трудностями, увеличится настойчивость после встречи с неудачей.
То же касается не только интеллекта, а социальных отношений.