Тема 4. Античная философия

Понятие «античность» появилось в эпоху Возрождения как определение греко-римской культуры. Античная культура оказала огромное влияние на развитие европейской цивилизации. Философия древней Греции заложила основы последующего развития западной философии.

Следует напомнить основные периоды развития духовной культуры Древней Греции: XI – IX вв. до н.э. – гомеровский период, VIII – VI вв. до н.э. – архаический период.

В рамках физического периода (VI в. до н.э.)шло зарождение и становление философии, сосредоточенной на осмыслении природы как единого целого, поисках ее первоначала (архэ). В дальнейшем замолкает музыка сфер и в творчестве софистов и Сократа происходит переориентация философского интереса с природы на человека.

480-323 гг. до н.э. – классический период (время расцвета греческой философии и культуры, Платон и Аристотель).

В эпоху эллинизма – раннего (III - I в.в. до н.э.) и позднего (I - VI в.в.) на первое место выходят этические проблемы.

Понятие эллинизм первоначально означало «подражание грекам», «использование чистого греческого стиля речи». Особенностью эллинистического периода явилось широкое распространение греческих языка и культуры на территориях, вошедших в состав государств диадохов, которые образовались после смерти Александра Македонского на завоёванных им территориях, и взаимопроникновение греческой и восточных — в первую очередь персидской — культур. Эллинистическая эпоха характеризуется переходом от полисной политической организации к наследственным монархиям.

Зарождение древнегреческой философии было тесно связано с возникновением полисной организации общества.

Полис был единственным местом, где грек чувствовал себя в безопасности, там его охраняли не только боги, но и законы. «Полис есть общность людей, сошедшихся ради справедливости», - полагал Аристотель.

Организация жизни в полисе создавала условия для выдвижения ярких личностей, способных мыслить вопреки обычаю и отстаивать свои взгляды против мнения большинства.

Жизнь в полисе способствовала развитию ораторского искусства, умению убеждать людей. Античная философия стала живой душой античной культуры. В чём же состояла её особенность и вечная красота? Почему она притягивает нас словно детство?

В Древней Греции можно наблюдать небывало высокий для древнего мира уровень самостоятельности мыслителя и его самосознания. Уверенность в могуществе человека, основанном на силе разума и героизме сочеталась с верой в судьбу (фатализм) и чувственно-материальным, одушевлённо-разумным космологизмом (А.Ф.Лосев). Древним грекам было свойственно художественное понимание космоса (лад, строй, порядок, красота). Античность любит «метрон»: она скульптурна.

Всей античной культуре был свойственен дух «агона» – состязательность: 776г. до н.э. – учреждение Олимпийских игр, 582г. – на Пифийских играх были введены мусические состязания, в том числе и состязания в мудрости.

Философы устраивали публичные диспуты, победа в которых давала почет и уважение сограждан. Происходило осознание законов логического рассуждения, переворот в способе мышления: было выдвинуто требование доказательства в чистом виде. Постепенно вызревала уверенность, что все можно познать путем системы логических доказательств. Возникает новый тип философствования. Осознание (начиная с Сократа) природы идеального, существования идеальных объектов, которые «можно видеть не иначе, как мысленным взором» (Платон). Теоретическое знание осознается как самоценное, а стремление к нему как благороднейшая цель человеческой жизни.

Философия начиналась с поиска ответов на вопрос, уже поставленный до нее в мифологии, - о происхождении мира. Философия сформулировала его в более чистом теоретическом виде и сумела найти принципиально новое решение с помощью учения о первоначале.

Эта идея была выдвинута первыми греческими философами, представителями Милетской школы: Фалесом (VП-VI вв. до н.э.), Анаксименом (VI в. до н.э.), Анаксимандром (VIв. до н.э.) и Гераклитом из Эфеса VI-V вв. до н.э.). Первоначало мыслилось ими как нечто единое с природой. Сама природа, а не что-то неприродное рассматривается ими как причина всего сущего.

Образ природы в античности. «Фюсис» не тождественно новоевропейской «натуре». Обратим внимание на семантику слова «Фюсис» (природа): форма, вид, внешний вид; сила, способность, действенность; основная способность (назначение) вещи; подлинная форма сущего (а не человеческого) полагания: быть, а не слыть; бытие, а не только источник «архэ»; смысл бытия; бытие в состоянии становления; актуальный опыт бытия; пред-логический опыт бытия (до мысли, вне мысли); противоборство хаоса и космоса; противоположность микрокосма и макрокосма; возможность стать и возможность не состояться…

Фалес заложил основы нового способа мышления о мире, поставил вопрос, ставший впоследствии основным вопросом всей греческой философии – вопрос о первоначале, или первостихии сущего. Указание на первоначало означало выделение всеобщего и переход от мифологического к философского мышлению. Фалес таким началом считал воду, Анаксимен – воздух, Гераклит – огонь. Анаксимандр называет это первоначало «апейрон», приписывая ему следующие качества: «беспредельный, безграничный, бесконечный», самодостаточный, единственная причина рождения и гибели.

Соединив в первоначале субстанцию (то, что является причиной возникновения всего) и материальный субстрат (то, из чего «сделаны» все вещи), первые греческие философы положили конец мифологической трактовке мира, так как миф был заменен логосом, разумным словом, философским понятием.

Пифагор (571-497 до н.э.) не только искал основания всего сущего, но и создал школу, которая получила название пифагорейский союз, представляющий собой нечто вроде религиозно-этического братства. Некоторые члены этого союза при вступлении давали обет молчания. Учение Пифагора рассматривалось как тайна, знать которую дозволялось лишь избранным и разглашение которой строго запрещалось.

Пифагор полагал, что сущность мира выражается числом и числовыми соотношениями. Он один из первых, кто заметил, что существует зависимость между гармонией музыкального аккорда и числовыми соотношениями. Это открытие послужило импульсом к поискам аналогичных соотношений в других областях, например, в геометрии и астрономии. Говорят, что Пифагор слышал «музыка небесных сфер». Пифагорейцы предложили следующую концепцию мироздания: начало всего – единица. Из единицы состоят числа. Из чисел происходят точки, из точек – линии, из линий – плоские фигуры, потом – объемные фигуры. Затем утверждалось существование четырех материальных элементов: земля, огонь, воздух и вода. Пифагор связывал материальные элементы с различными правильными многогранниками: земля состоит из частиц кубической формы, огонь – из частиц, имеющих форму тетраэдров, воздух – их октаэдров, вода – из икосаэдров.

Именно в пифагорейском союзе возникает традиция доказывать те или иные математические положения. В глубокой древности на Востоке был известен так называемый «египетский треугольник» со сторонами 3, 4, 5. Но логическое доказательства теоремы, известной как «теорема Пифагора», появилась только в этой школе.

Философы Элейской школы, главными представителями которой были Парменид (р. ок. 570г. до н.э.) и Зенон (480-430 г.г. до н.э.), ознаменовали переход от дофилософского к философскому знанию. Парменид противопоставлял «мир с позиции знания» и «мир с позиции мнения». «Мир с позиции знания» – это мир, суть которого вскрывается мышлением в противоположность данным чувств. Исходным понятием для постижения «мира с позиций знания» у Парменида служило понятие бытия. Бытие – это то, что есть, сущее. Сказать, что есть небытие, с точки зрения Парменида, означает высказать явное противоречие, т.е. сказать, что несуществующее существует.

По мнению Парменида бытие не возникает (ибо иначе до его возникновения было бы некое небытие); бытие не подвержено гибели; бытие едино, не состоит из многих частей; бытие однородно; бытие неподвижно; бытие совершенно. «Мир с позиции знания» – это мир вечный, неизменный и неподвижный. Такое представление противоречит очевидным данным нашим чувств. Истинная структура мира фиксируется только мышлением, а не чувствами.

Ученик Парменида Зенон решил отстоять позицию своего учителя, используя метод доказательства от противного. Его доказательства, а, точнее, «показательства», состоявшие в демонстрации противоречивости и логической неправомерности мнения о существовании движения и изменения в мире, получили название «апорий» (затруднений). Зенон логически доказывает, что летящая стрела на самом деле не движется, а все время находится в покое («Стрела»). Быстроногий Ахиллес никогда не догонит черепаху, т.к. последняя не стоит на месте («Ахиллес и черепаха). В своих «Апориях» Зенон утверждает, что движение логически невозможно описать. Аргументы Зенона дали толчок дальнейшему развитию математики, логики, диалектики, так как вскрыли противоречия в основных представлениях о пространстве, множестве и движении.

В V в. до н.э. возникает античный атомизм, наиболее выдающимся представителем которого был Демокрит из Абдер (480-380 г.г. до н.э.). В отличие от элеатов, Демокрит считает, что окружающий нас многообразен и изменчив. В нем есть как бытие (материя), так и небытие (пустота). Чтобы логически непротиворечиво объяснить устройство мира, он вводит понятие атома – мельчайшей неделимой частицы материи (греческое слово «атом» буквально означает «неделимый»). Мир состоит из бесчисленного множества атомов, различаемых формой, весом и величиной, которые движутся в пустоте. При столкновении атомы разлетаются, и в результате этих столкновений возникает вихревое движение. В вихре подобные подходят к подобным. В центре вихря в конце концов образуется Земля, на периферии образуются светила. Земля представляется Демокриту плоской, вращающейся вокруг своей оси.

Жизнь и смерть организмов сводятся к соединению и разложению атомов, причем основой жизненных отправлений он считает атомы особой формы – круглые, гладкие и весьма малые. Душа, по Демокриту, состоит из особых огненных атомов и есть их временное соединение. Бессмертие души он отвергает. Мир Демокрита – это мир жёсткой предопределённости.

Сократ (469-399 г.г. до н.э.) не оставил после себя никаких сочинений, поэтому судить о его философии можно по свидетельствам его учеников, прежде всего по текстам Ксенофонта. В диалогах Платона главным действующим лицом является Сократ.

В центр философии Сократ поставил человека и учение о том, как следует жить добродетельно. Главная задача познания – самопознание. Человек есть существо, которое постоянно ищет самого себя, осмысливает, испытывает себя и условия своего существования.

Сократ создал особый метод ведения беседы, назвав его диалектическим. Сократ ввел в философию понятие «диалектика» (спор, диалог), понимая под ним искусство вести беседу, направленную на достижение истины путем равноправного сопоставления разных, и даже противоположных мнений. Сократовский диалектический метод – это способ ведения беседы в форме вопросов и ответов. Сократическая беседа включает в себя иронию. Свои занятия Сократ называл майевтикой. Майевтика (по греч. повивальное искусство) была призвана помочь человеку родить истину. В своих диалогах Сократ вместе с собеседником исследовал основные этические добродетели и категории (мужество, добродетель, справедливость, красота, благо, знание и т.д.).

Дурные поступки есть следствие незнания человеком, как должно поступать во благо. Никто не может творить зло, зная, что это зло.

Критикуя все существующие политические режимы, в своей жизни Сократ руководствовался соблюдением законов: он объяснил своим ученикам, что закон должен соблюдать каждый гражданин полиса, и выпил чашу с цикутой в соответствии с приговором, хотя у него была возможность спасти свою жизнь после приговора его к смертной казни. Сократ до сих пор остается живым воплощением философии.

Платон (428-348 г.г. до н.э.) восемь лет был учеником Сократа, несправедливое осуждение и смерть учителя стали для него тяжелейшим потрясением и личной драмой.

Теория идей Платона. Платон полагал, что идеи существуют независимо от человеческого сознания, объективно, и образуют мир чистой мысли, который находится за пределами физического космоса. Идея - это идеальный прообраз вещи, ее совершенный образец. Идеи образуют целый мир, заключающий в себе идеи эстетических и моральных ценностей, идеи различных телесных образований, идеи математических фигур и т.д. Эти идеи никем и ничем не порождены и неизменны. Мир идей есть мир подлинного, то есть вечного и неизменного, бытия. Напротив, мир чувственных вещей – это мир вечного возникновения и гибели, движения и изменчивости; все чувственные вещи и все их свойства относительны, преходящи, текучи, ограничены условиями пространства и времени.

Платон был мифотворцем. Для разъяснения своих философских представлений об отношении между миром идей и миром вещей Платон придумывает миф о пещере, внутри которой живут люди, прикованные к ее дну. Пещера – образ того мира явлений, в котором живут все люди. Пленники пещеры – обычные люди, наивно доверяющие своим чувствам и принимающие видимые ими вещи за единственную реальность, тогда как в действительности реально существуют идеи, а чувственно воспринимаемые нами вещи – это всего лишь тени идей.

Познание, по мысли Платона, есть воспоминание, ибо до своего вселения в телесную оболочку душа пребывает в идеальном мире и созерцает там идеи. Но, соединившись с телом, она забывает то, что знала. Восприятие материальных предметов напоминает душе об идеях, когда-то созерцавшихся ею.

Мир идей у Платона представляет собою иерархически организованную систему. Высшая идея, «идея всех идей», - это Благо. Она есть источник истины, соразмерности, гармонии и красоты. Идея Блага подобна Солнцу. Платон противопоставил идеальный мир чувственному миру не только как сущность – явлению, но и как благое – злому.

Платон разработал проект идеального государства, не оставляя попыток осуществить свой идеал. Жизнь в таком государстве строго регламентирована, права и обязанности каждого гражданина и сословия определены законами, частное подчинено общественному. В государстве Платона высшей целью выступала забота о благе граждан, причем это благо понималось как воплощение идей справедливости и разума.

Платон критикует различные формы государственной власти – тимократию (власть честолюбцев), олигархию (власть богатого меньшинства), демократию (власть народа), включая и афинскую, и тиранию (власть одного человека)

Платон полагал, что люди не равны вследствие их природных задатков и занятий. В зависимости от того, какая часть души: вожделеющая, волевая или разумная – более развита у человека, он должен принадлежать к одному из трех сословий идеального государства. В самом низу общественного здания находятся земледельцы, ремесленники, торговцы, обеспечивающие материальные потребности общества. Их добродетель – умеренность. На второй ступени социальной иерархии находятся воины и стражи, отличающиеся мужеством. В справедливом государстве Платона правят философы. Это небольшая группа людей, главным достоинством которых является мудрость, совершенствуемая занятием математикой и диалектикой. В идеальном проекте Платона жизнь каждого человека предопределена его сословной принадлежностью, полностью отсутствует возможность индивидуального выбора и свободы.

Аристотель (384 –322 г.г. до н.э.) - величайший древнегреческий философ-энциклопедист. В своих сочинениях философ обобщил разнообразные отрасли знания. Его называют Александром Македонским в греческой философии.

Аристотель начинает свой философский путь как ученик Платона, но скоро пути их разошлись: «Платон мне друг, но истина дороже».

Спор Аристотеля и Платона. Аристотель критикует теорию идей Платона, и это убедительная критика. Обособление вечных неизменных сущностей от изменчивых чувственных вещей делает невозможным объяснение происходящих с вещами процессов изменения и движения. В последние годы своей жизни Платон утверждает, что его преследует множество идей. Аристотель приводит аргумент «третий человек»: если есть «идея человека» и «человек», то должна существовать еще одна идея – того сходного, третьего человека, что имеется между человеком и идеей человека. Аристотель выступает против платоновского разрыва между вещами и их идеальным сущностями. Сущность вещей находится в них самих.

Учение Аристотеля о материи и форме. Каждая конкретная чувственная вещь представляет собой единство материи и формы(идеи). Любая вещь выступает как оформленная материя. Аристотель считал материю бесформенным и пассивным началом, в то время как форма – активна и деятельна. Поэтому она образует сущность вещей.

Учение Аристотеля о движении. Размышляя над формой и материей, Аристотель вводит две философские категории: возможность и действительность. Это позволяет ему рассматривать движение вещей как взаимопереход возможного в действительное. Он выделяет 4 вида движения: 1) возникновение и уничтожение; 2) качественное изменение, или возникновение и исчезновение свойств вещи; 3) количественное изменение, или увеличение и уменьшение; 4) перемещение в пространстве.

Учение о причинах. Аристотель различает четыре виды причин, обуславливающих возникновение и существование вещей: 1) материальная причина – материя; 2) формальная причина – форма; 3) производящая или движущая причина – внешнее воздействие; 4) конечная причина – цель. Материя это лишь возможное бытие. Только благодаря другим причинам из нее возникает действительность – бытие конкретных, оформленных вещей.

Учение о причинах приводит Аристотеля к пониманию Бога как первоначальной причине всего сущего, представляющей собою единство формальной, производящей и целевой причин, которые превращают пассивную материю, т.е. возможность бытия, в действительное бытие.

Бог – это формальная причина, высшая форма, форма всех форм. Бог – перводвигатель, исходная движущая причина, неподвижный первоисточник всего происходящего в материальном мире движения. Бог – целевая причина: все стремится к богу как конечной цели, как к абсолютному совершенству.

Аристотеля обобщил и сформулировал основные логические законы, основные правила мышления, он считается основателем формальной логики.

В эпоху эллинизма жизнь личности стала восприниматься отдельно от ее социального статуса, возникли предпосылки развития индивидуального самосознания, включая и нравственное. По мнению Лосева А.Ф., ранний эллинизм характеризуется крайним развитием индивидуализма, «…он живёт субъективной ощутимостью бытия…».

Основные философские школы эллинизма: кинизм, эпикуреизм, стоицизм, скептицизм, неоплатонизм.

Киники. Основателем кинизма был ученик Горгия и Сократа, сын рабыни Антисфен (ок.435-370 до н.э.). В его диалогах Сократ беседует с ремесленниками, а не со знатью, о том, что добродетель состоит в укреплении способностей души и тела, в ограничении потребностей, в независимости человека от влияния внешних обстоятельств.

Диоген Синопский (ум. около 330-320 г.г. до н.э.), старший современник Александра Македонского, прославился своим лозунгом «Ищу человека», который, бродя с фонарём, провозглашал на шумных и многолюдных улицах античных городов. Символ кинического образа жизни - бочка, в которой жил Диоген «без цели, без ненужных забот и страхов». Свобода - это свобода от потребностей, делающих человека рабом обсто­ятельств, и от социальных условностей, искажающих его природу. Главным средством освобождения киники считали аскезу. Самодостаточность, апатия и безразличие - вот идеалы кинической жизни. В поисках сущности человеческого существования киники отрицали такие цен­ности, как богатство, власть, наслаждение, успех. По-существу киники выразили антицивилизационный протест, выступая против безудержной власти над людьми ненасытного потребительства. Ответ Диогена Александру Македонскому на предложение богатств и власти, - «Не заслоняй мне солнца, человек!», - навечно пережил своих исторических персонажей.

К числу эллинистических философских школ принадлежал «Сад» Эпикура (342 -271г.г. до н.э). Родился и вырос на о. Самос. В восемнадцатилетнем возрасте переселяется в Афины (временно); а в 35-летнем - окончательно и основывает там школу в саду, на воротах которого была начертана надпись: "Гость, тебе будет здесь хорошо, здесь удовольствие - высшее благо". Эпикурразвил Аристиппову этику наслаждений в сочетании с Демокритовым учением об атомах. Цель философии, по Эпикуру, состоит в просвещении людей, в обретении радости и счастья, а не в чистой теории. Эпикур разделяет свою философию на три части: канонику - учение опознании, физику, этику. Последняя выступает у Эпикура главной частью, но первые две являются обоснованием этики. Эпикур обосновал способность атома к спонтанному самопроизвольному отклонению, свободу воли человека. В этике Эпикур ориентирован на достижение высшего блага. Оно обеспечивает спокойствие души и счастье. Э.разработал учение о трёх видах потребностей. Страх перед богами и страх смерти - вот, по мнению Эпикура, главные препятствия достижения счастливого состояния человека. И главный помощник на пути к радостному бытию – философия и круг друзей-единомышленников.

Школа стоиков была основана в Афинах Зеноном из Китиона (около 333 -262 г.г. до н.э.), полагавшим, что главная цель философии - достижение правильного образа жизни. Стоицизм исходил из признания судьбы, рока и резкого противопоставления внешних обстоятельств и внутренней духовной жизни человека. Человек может и должен противопоставить неблагоприятным обстоятельствам силу и крепость своего духа.

Исходными причинами движения являются высшие элементы - огонь, воздух и полученная в результате их смешения, пневма. Огонь - это и всеведующий ум, и духовное начало, определяющее разумный целевой порядок в мире. Рок стоиков - не слепая сила, но благое провидение. Логос человека есть проявление божественного разума, формирующего материю сообразно своим мыслям. Счастливая жизнь - это добродетельная жизнь, результат совершенного развития разумной природы человека. Добродетель ни для кого не является прирожденным свойством, каждый развивает свои врожденные задатки посредством теоретического обучения и практических упражнений. Главным же источником человеческих пороков и бедствий стоики считали аффекты - чрезмерные влечения, переходящие меру и не подчиняющиеся Логосу. Основные пороки - это неразумие, необузданность, несправедливость и трусость. Средством искоренения пороков является бесстрастность, невозмутимость (Атараксия), — основа четырех главных добродетелей - рассудительности, умеренности, справедливости и мужества, выводящих человека за пределы эгоистических стремлений.

Скептицизм, исходил из отрицания истинности любого познания. Об окружающем мире мы ничего не знаем, поэтому должны воздерживаться от каких-либо суждений по этому поводу. И только тогда мы сможем обрести устойчивый и невозмутимый покой. Скептицизм не сомневается в существовании мира, но сомневается в том, что говорится об этом мире.

Неоплатонизм является по мнению Лосева А.Ф., одной из самых возвышенных форм античной эстетики, «…синтезом всей античной философии». Неоплатонизм взял на вооружение и развил триаду Платона (Единое, Ум-Нус, Душа), учение Аристотеля о космическом Уме-перводвигателе, об энергиях-энтелехиях. Низшие области бытия нисходят (эманируют) из высших.

Плотин (204/205 – 270, автор «Эннеад» (Девятки), полагал, что Единое как трансцендентное начало предшествует всему и превышает все сущее и мыслимое. Это совершенное первоначало, сверхчувственное и сверхмыслимое, является неизреченным, абсолютным Благом. Оно изливает себя в мир, постоянно пребывая в своей полноте. Предназначение человека – подняться от чувственного мира к сверхчувственному, высшему, и обрести в состоянии экстаза единство с божественной сущностью.

Ученик Плотина Порфирий (ок.233 – ок. 304), автор знаменитого трактата «О пещере нимф» интересовался практическим приложением неоплатонизма к жизни человека.

Афинский неоплатоник Прокл (410-485) оставил многочисленные комментарии к сочинениям Платона («Первоосновы теологии», «О теологии Платона»), а также многочисленные гимны в честь богов. Прокл основывал свои рассуждения на триадическом методе: 1. пребывание в себе причины, неделимое единство, потенция; 2. эманация за свои пределы, переход из единства к множеству, начало делимости; 3.возвращение из инобытия обратно в себя. Каждая категория мирового бытия рассмотрена как иерархический элемент триады. Космос, четвёртый элемент, рассмотрен как телесное осуществление трёх основных ипостасей. В гимнах Прокла проходит тема просветления, восхождения человека к вечному светоносному источнику жизни. По мнению Лосева А.Ф., не имеется никаких надежд на то, чтобы тысячи страниц Прокловых сочинений были бы изучены хотя бы в ближайшие десятилетия. Неоплатонизм остаётся величайшей проблемой для нашего современника.

?Контрольные вопросы:

1. Каким образом условия жизни античного полиса привели к расцвету философии?

2. В чём особенности мироощущения древнего эллина? Как он относился к природе и человеку?

3. Какие проблемы интересовали ранних греческих философов - физиков? В чём сущность архэ?

5. Перечислите основные идеи философии Сократа?

6. Каково влияние философии Платона на становление западноевропейской культуры?

8. В чем суть возражений Аристотеля Платону?

9. Какие причины существования вещей называл Аристотель?

10. Какие философские школы существовали в эпоху эллинизма?

11. Опишите идеал мудреца согласно учению стоиков и эпикурейцев.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: