Исходной точкой формирования философии был культурный синкретизм. Синкретизм - это явление культуры, для которого характерным является органичное соединение элементов и структур культурной реальности, основанное на принципе связи и имеющее единые первородные корни, но при этом каждое составляющее этого соединения имеет возможность дальнейшего обособления и самостоятельного существования. Основными чертами синкретизма являются органичность и совпадение функций и значений предметов или явлений. Синкретизм характеризует процесс становления новых целостностей, качеств, свойств, выполняя, таким образом, онтогенетическую функцию.
Культурный синкретизм полиморфичен. Он находит свое выражение в различных формах становления и развертывания духовного, практического и социального бытия; выполняет культурогенную функцию. В связи с этим синкретизм в структуре культуры можно по-новому представить в виде особой взаимосвязи: от синкретизма как нерасчлененного неразвитого единства через его распад и эмансипацию от религии к синкретизму как развитому единству различных составляющих. Это дало возможность выявить три наиболее обобщенные структурные формы: генетический синкретизм (нерасчлененное, неразвитое состояние), антагонистический синкретизм (становление искусства, науки, религии, философии как самостоятельных областей культуры), синергетический синкретизм (открытое взаимодействие элементов различных социокультурных систем).
|
|
Рассмотренная в этом аспекте философия выступает исторически изменчивым культурным феноменом, она может сближаться с наукой, искусством, религией и даже принимать их облик. Границы, отделяющие философию от них, не являются жестко определенными. Философия - самостоятельная, но открытая к взаимодействию с другими, область духовной деятельности, специфическая социокультурная система.
Наука – систематическое, доказательное и проверяемое знание, особый институт. Признаки науки: связь с эмпирическими фактами, экспериментальной проверкой, логической связностью и непротиворечивостью.
Философия не стремится доказать свои утверждения принятыми в науке методами логического доказательства или эмпирической проверки.
Философия – постановка вопросов о предельных основаниях нашего познания и практической деятельности.
Не все разновидности философии избрали для себя стандарт, эталон научности (лишь направление позитивизм). Философы стремятся преодолеть естественно-научную установку как наивную и претендуют на анализ неявных и недоказуемых в науке предпосылок. Прежде чем заниматься познанием человек формируется как участник жизненного мира (нормы, ценности, правила поведения).
|
|
Философия возникла в синкретическом единстве с наукой и на всем протяжении всей своей истории сохраняет черты сходства с ней. Основные понятия философии и науки называются категориями. Философия имеет дело также с мировоззренческими универсалиями. Высшей целью и ценностью для философии, как и для науки, является истина. Современная философия озабочена поисками смыслов.
Однако считать философию разновидностью науки неправомерно. Научное знание основывает на прочной основе фактов. Здесь гипотезы должны находить подтверждение в данных опыта, эксперимента, в то время как философские идеи нельзя ни доказать, ни опровергнуть какой-то совокупностью эмпирических фактов. Философия выходит за рамки опыта, размышляя о том, что в опыте принципиально не может быть дано. Например, философия может говорить о доопытных (априорных) формах и предпосылках познания (теория познания И.Канта), философия является также формой духовного синтеза.
Актуальность обращения к проблеме взаимоотношения философии и искусства растет по мере осознания того факта, что культура становится универсальным способом «вырабатывания человечности». С чем большим количеством разрывов, деформаций, складок мы имеем дело, тем более возрастает интерес к культуре как к вечной проблеме. С пониманием глубинной укорененности культуры в универсуме природы, космоса и человеческой жизни возрастает интерес к искусству, как средоточию продуцирования смыслов, как способу расширения возможностей человека. Ориентация классических форм философствования на научные способы освоения мира дополняется интересом к искусству как источнику философских размышлений. Основными модусами перехода философской мысли в художественную и обратно можно назвать миф, жизнетворчество, как формы уникальной причастности человека к миру, открывающей возможности понимания смысла бытия, интерес к духовному опыту человека.
Многие из философов были одновременно и прекрасными писателями (Цицерон, Вольтер, Руссо, Гете, Л.Толстой, Ф.Ницше, А.Камю, Ж.-П.Сартр и др.)
Религия есть вера в трансцендентный потусторонний мир, в сверхестественное начало мира, в рационально непостижимый замысел Бога.
Философия стремится к выявлению, обоснованию и критическому анализу любых предпосылок познания и человеческого существования.
Религия авторитарна: религии цивилизованных народов имеют священные книги и кодифицированные толкования к ним, в которых закреплено ортодоксальное понимание смыслов. Философия же стремится к свободе от всяких авторитетов, автономный разум не подчиняется никакому давлению и все решения принимает сам.
?Контрольные вопросы:
1. Каково происхождение термина «философия»?
2. Что такое мировоззрение? Назовите типы мировоззрения.
3. В чем сходство и различие философии и науки?
4. Какие предметы считаются произведениями искусства в том или ином обществе?
5. Что и почему считали искусством и философией в том или ином обществе?
6. Какова роль философии в культуре и в жизни отдельного человека?
7. В чём заключается методологическая роль философии?
8. Что такое синкретизм?