Тема 10. МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ
Для системы управления при любой форме государственного устройства, будь то диктаторская или демократическая, характерна та или иная степень разделения или распределения функций различных органов власти как по горизонтали, так и по вертикали. Это вполне объяснимо, если учесть, что в современном государстве, особенно крупном или средних размеров, невозможно всеми делами управлять из единого центра. Ранее, в теме 8, мы уже затронули вопрос о территориально-политическом устройстве государства и соответственно о разделении властных функций по вертикали между различными уровнями власти — центральным, региональным и местным. О горизонтальном разделении власти на разные ветви речь пойдет в соответствующих темах.
Для правильного понимания этой проблемы важное значение имеет тот факт, что в демократическом типе государственного устройства система местного управления занимает особое положение. Речь идет прежде всего о том, что в современном мире местное самоуправление стало неотъемлемой частью политической системы демократического типа. Вполне объясним поэтому тот факт, что вопрос о характере взаимоотношений между органами местного самоуправления и структурами государственной власти является предметом постоянных споров и дискуссий как среди отечественных, так и среди зарубежных политиков, государственных деятелей, исследователей различных идейно-политических направлений. И если одна часть участников этих споров и дискуссий пытается обосновать тезис о том, что Местное самоуправление представляет собой самостоятельную, независимую от государства структуру управления, то Другая часть убеждена в том, что оно является составным
элементом государственной власти, занимающим ее низшую ступень, или формой организации государственного управления на местах. Анализ реального положения и функций системы местного самоуправления показывает, что истина находится посередине между этими двумя, на первый взгляд, противоположными позициями.
В данной связи необходимо выяснить вопрос о том, как соотносятся между собой местное самоуправление и органы государственного управления. Верно, что в конституциях большинства стран с демократическим типом политической системы, в том числе и в Российской Федерации, местное самоуправление отделено от структур государственной власти. Важно учесть и то, что имеет место конкуренция между органами государственной власти и местным самоуправлением за те или иные прерогативы и полномочия. Государство стремится полностью подчинить себе органы местного самоуправления, а эти последние, в свою очередь, пытаются получить как можно большую самостоятельность от центрального и регионального правительств.
В этой связи необходимо определить содержание, точки схождения и различия между понятиями «местное управление» и «местное самоуправление». О местном управлении говорят в том случае, когда руководство назначается соответствующими государственными органами и представляет государственную администрацию на местах. Местное самоуправление теснейшим образом связано с идеей народного суверенитета, согласно которой главным и единственным источником и носителем власти является народ данной страны. В соответствии с этой идеей народ вправе установить у себя любые формы власти, которые он сочтет наиболее подходящими для реализации своих интересов. Органы местного самоуправления, будучи наиболее очевидным воплощением идеи народного суверенитета, избираются непосредственно населением соответствующего муниципального образования и подотчетны ему.
Местное самоуправление осуществляет свои функции в соответствии с конституцией страны и в согласии с общенациональными стандартами и общим политическим курсом центрального правительства. Одновременно оно является самостоятельным институтом, формирующимся путем волеизъявления местного населения. Очевидно, что местное самоуправление, с одной стороны, действует в тесном взаимодействии с центральной и региональной властью, с другой стороны, оно
является самостоятельным институтом, выражающим и защищающим интересы местных сообществ. Оно обладает собственной легитимностью, муниципальной собственностью, налоговой базой для наполнения местного бюджета, кругом полномочий и т.д., определенной самостоятельностью по отношению к структурам государственной власти.
В большинстве демократических стран, особенно с федеративным типом государственного устройства, предпочтение отдается местному самоуправлению. В унитарных же государствах большей частью местное управление составляет самый нижний уровень системы государственного управления. Это особенно верно применительно к странам с авторитарными и полудемократическими режимами.
В Великобритании и США существуют исключительно органы местного самоуправления. Причем отсутствуют назначаемые сверху представители центра на местах. Для большинства стран, таких, например, как Франция и Италия, характерна так называемая смешанная система, сочетающая в себе элементы самоуправления и государственного управления.
Для контроля над деятельностью органов местного самоуправления центральная власть использует разные формы и методы. К ним можно отнести прямой контроль или прямое регулирование, финансовые рычаги, отмену тех или иных принятых муниципалитетами решений, отмену субсидий, отстранение от должности избранных мэров, роспуск муниципалитетов (как крайняя мера) и т.д. Здесь нельзя забывать, что в финансовом отношении органы местного правительства в значительной степени зависят от центрального правительства. Об этом свидетельствует, например, тот факт, что в некоторых странах субсидии и дотации центрального правительства муниципалитетам составляют от 5/з Д° 1/2 всех их Доходов.
Очевидно, что органы местного самоуправления не в состоянии сколько-нибудь эффективно функционировать вне государства и вопреки его воле, без учета его интересов. В этом плане органы государственной власти и органы местного самоуправления не исключают, а дополняют друг друга, они работают в тесном взаимодействии друг с другом. Нельзя забывать, что местные проблемы в конечном счете являются частью общегосударственных проблем. В этом отношении органы местного самоуправления участвуют в реализации государственной политики на местах.