Сущностные характеристики местного самоуправления

Местное самоуправление представляет собой важнейший институт политической демократии и народовластия, при­званный обеспечить на местах политические права и свобо­ды гражданина. Поэтому естественно, что органы местного самоуправления избираются путем свободного, тайного, равного, прямого и всеобщего голосования всех взрослых жителей муниципалитета, наделенных правом голоса.

Полномочия и ответственность местного самоуправле­ния подтверждены и узаконены в ряде международно-право­вых документов. Среди них в первую очередь следует назвать Европейскую хартию местного самоуправления, принятую 15 октября 1985 г. В этом документе под местным самоуправ­лением понимается «право и реальная способность органов местного самоуправления регламентировать значительную часть дел публичной власти и управлять ею, действуя в рам­ках закона, под свою ответственность и в интересах местно­го населения». Принципы и положения Хартии обязательны для всех государств—членов Совета Европы. Именно с их учетом формулируются конституционно-правовые основы местного самоуправления.

Правовой статус, полномочия, задачи, функции и формы деятельности органов местного самоуправления в каждой конкретной стране определяются конституцией или специ­альными законами о местном самоуправлении. Конститу­ции многих демократических стран содержат специальные статьи или положения, узаконивающие эти принципы. Так, ст. 28 Основного закона ФРГ гласит, что «общинам должно быть предоставлено право регулировать в рамках закона под свою ответственность все дела местного сообщества».

Согласно Конституции Российской Федерации органы местного самоуправления выведены из структуры государ­ственной власти. Принцип отделения органов местного са­моуправления от системы органов государственной власти зафиксирован в ст. 12 Конституции, где говорится: «В Рос­сийской Федерации признается и гарантируется местное са­моуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправ­ления не входят в систему органов государственной власти» Это положение получило подтверждение в ст. 3 Федерально­го закона от 28.08.1995 № 154-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Феде'


рации». Здесь местное самоуправление определяется как «признаваемая и гарантируемая Конституцией Российской федерации самостоятельная и под свою ответственность де­ятельность населения по решению непосредственно или че­рез органы местного самоуправления вопросов местного значения, исходя из интересов населения, его исторических и иных местных традиций. Местное самоуправление как выражение власти народа составляет одну из основ консти­туционного строя Российской Федерации».

Местное самоуправление имеет свой устав, определя­ющий структуры и функции его органов. Оно состоит из двух элементов: выборного органа, который в разных стра­нах называют по-разному — муниципальное собрание, со­вет, ассамблея, и исполнительного органа, возглавляемого руководителем муниципальной администрации. Местное самоуправление призвано гибко и оперативно реагировать на все проблемы, возникающие перед местной общиной, ре­шать их собственными силами, а в случае недостаточности этих сил обращаться к вышестоящим органам государствен­ной власти за помощью. В этом плане его преимущество со­стоит в том, что оно лучше, чем центральное и региональное руководство, знает реальное положение вещей в соответ­ствующих территориальных единицах и способно разрабо­тать формы, методы и средства решения проблем с учетом местных условий и возможностей.

Местное самоуправление, работая в тесном контакте с населением, служит в качестве одного из важнейших меха­низмов, призванных сократить административную дистан­цию между властью и гражданами, способствовать преодо­лению их отчуждения от государства, приобщению людей к демократическим ценностям и институтам, воспитанию у них чувства ответственности и гражданского долга.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: