Противоречия между идеалом и реальностью

Для того чтобы определить ближайшие, первостепенные и более отдаленные цели и соответственно средства их дости­жения, необходимо четко понимать соотношение идеально­го и реального в политике. Как уже отмечалось, этика, в том числе политическая, включает в себя проблемы обществен­ного идеала, конечных целей общества, а также соотноше­ния целей и средств их достижения. «Что всегда превращало государство в ад на земле, так это попытки сделать его зем­ным раем», — писал немецкий поэт Ф. Гельдерлин. Весь ис­торический опыт свидетельствует, что попытки предугадать конечные результаты масштабных социально-экономичес­ких преобразований, а тем более реализовать некий идеал совершенного общества сопряжены с невероятными труд­ностями и объективного (не зависящего от сознания лю­дей), и субъективного (определяемого волей человека) ха­рактера.

Общественный идеал — это некое высшее, совершенное состояние общества, к которому стремятся если не все, то, во всяком случае, большинство людей. Идеал предстает как сумма идей, теорий, моделей, проектов, обосновывающих историческую необходимость перемен, обозначающих пути и средства достижения желаемой цели. Однако важно четко понимать, что любой общественный идеал исторически ог­раничен, он соответствует состоянию общества, уровню со­циального развития и научных знаний своего времени.

Это значит, что идеал совершенного общества в пред­ставлениях, скажем, древних мыслителей весьма отличается °т общественного идеала наших современников. Например,





в проекте идеального государства древнегреческого филосо­фа Платона нам едва ли покажутся привлекательными идеи общности жен и детей, упразднения семьи (Платон призна­вал только общественное воспитание детей, полностью изо­лированных от родителей), государственного регулирования браков и т.п. В модели Аристотеля мы вряд ли можем согла­ситься с наличием в идеальном государстве института раб­ства. Но Аристотель жил во времена рабовладения и не мыс­лил себе общество без рабов, считая рабство естественным и вечным состоянием. Ясно, что и те, кому предстоит жить на Земле в конце XXI в., будут изучать наши представления об идеальном обществе как достояние давно ушедшей эпохи.

Общественный идеал не только отражает определенный уровень знаний, науки (у Платона и Аристотеля он соответ­ствовал развитию античной науки, у наших современников — науки XX в.), социально-политической мысли. Обществен­ный идеал возникает как реакция на гнетущие общество проблемы, как желание людей освободиться от пережива­емых ими тягот и лишений. В светской традиции обществен­ный идеал обращен в будущее, обычно весьма отдаленное. Религиозное мышление склонно видеть воплощение надежд и чаяний людей в прошлом, в безвозвратно ушедшем «золо­том веке». Без общественного идеала, устремлен ли он в бу­дущее или отнесен к минувшим временам, наверное, было бы невозможно движение общества вперед, поскольку именно в нем человечество рисует свою мечту о лучшем бу­дущем, к которому надеется приблизиться.

Такой общественный идеал сейчас нужен и нам — граж­данам России, которая переживает величайшие трудности перехода от тоталитаризма к новой демократической госу­дарственности. В течение более 70 лет мы были убеждены в том, что строим коммунистическое общество, в котором не будет разделения на богатых и бедных, в котором будет ис­коренена преступность, исчезнут классы, государство и вла­стные институты, все люди станут свободными и равными. Однако в условиях тоталитарного режима эти цели и не мог­ли осуществиться. Более того, сам идеал совершенного ком­мунистического общества, который вынашивался людьми с древнейших времен, оказался дискредитированным. Пони­мая историческую ограниченность любого общественного идеала, опираясь на уровень науки и практики наших дней, мы должны сегодня выбрать для нашего общества новые


ориентиры, найти правильную отправную точку движения в будущее.

При разработке общественного идеала, к которому долж­но стремиться общество, необходимо исходить прежде всего из признания свободы бесконечного развития, а не утопи­ческой цели достижения социальной гармонии и завершен­ности истории. Подобно тому, как видимый физический го­ризонт по мере приближения к нему отодвигается все дальше и за ним простирается бесконечность, так же и за пределами мыслимого человеком морального горизонта (мира идеального) лежит бесконечность действий и устремле­ний миллионов людей. Понятие бесконечности есть фунда­мент общего миропонимания. Оно должно быть краеуголь­ным камнем и моральной философии, с которой непременно соприкасается каждый добросовестный политик.

Путь морального прогресса — это путь постоянных иска­ний и стремлений, путь, по которому идет человечество, не останавливаясь на достигнутом и преодолевая препятствия. И здесь речь может идти не об окончательных решениях или о достижении конечных целей, а о непрекращающемся стрем­лении к осуществлению вечного идеала. Этот идешт, соб­ственно говоря, и может существовать как идея, утопия, отда­ленная цель, которой невозможно в полной мере достигнуть, но к которой люди всегда будут стремиться. Стараясь реали­зовать свои стремления, они идут к более совершенному об­ществу с более гуманными, свободными, демократическими отношениями.

Следует подчеркнуть, что сама постановка вопроса о пол­ной реализации той или иной идеальной модели чревата ог­ромными опасностями и для человеческой свободы, и для морали и нравственности. Тот, кто верит в возможность окончательного решения всех проблем человечества путем создания совершенной общественно-политической систе­мы, не постоит за ценой, будет готов пожертвовать милли­онами, десятками миллионов человеческих жизней. По са­мой логике вещей он вынужден будет уничтожать всех несогласных, подавлять всякую критику, культивировать идею собственной мудрости и всемогущества.

История предоставляет немало подтверждений верности этого вывода. Именно так было в нашей стране, где в жертву идеала коммунистического будущего были принесены мил­лионы человеческих жизней. То же произошло и в фашист-




6 Политолог!



ской Германии, руководители которой, завороженные химе­рическими проектами создания тысячелетнего рейха, развя­зали Вторую мировую войну, стоившую человечеству многих десятков миллионов жизней.

На пути движения к общественному идеалу его создатели и сторонники неизменно встречаются с различными, но все­гда непредвиденными и непреодолимыми препятствиями. Однако политику, убедившему себя и других в близости за­ветной цели, непременно хочется и самому увидеть свой идеал воплощенным. Мотивы этого могут быть самыми раз­ными: удовлетворение собственного тщеславия, желание доказать недругам и маловерам свою правоту или искреннее стремление увидеть общество преображенным, а людей сча­стливыми. Но жизнь человеческая коротка... И вот он торо­пится, стремится всеми правдами и неправдами, убеждени­ем и насилием как можно скорее построить совершенное общество, чаще всего и не помышляя об утопичности по­добной идеи и принося ей все новые и новые жертвы. А между тем глубинные сдвиги, затрагивающие все общество, совершаются, как показывает практика, на протяжении не одного и не двух, а многих десятилетий, при жизни несколь­ких поколений. История не терпит спешки...

В проблеме морали и политики и, в частности, в таком ее вопросе, как соотношение идеала и реальности, есть еще одна тема, которой нельзя не коснуться, — это мораль и власть.

Исторический опыт свидетельствует о том, что в сфере властных отношений даже достойнейшего из смертных под­стерегает множество соблазнов: власть выявляет истинную суть человека. В душе каждого из нас благородство борется с подлостью, возвышенные, истинно человеческие мечты и желания — с самыми низменными помыслами, целеустрем­ленность — с дьявольской одержимостью. Далеко не каждый человек способен выдержать испытание властью, нередко в нем темное начало одерживает верх. А ведь, как говорил один из героев английского писателя Г. Честертона отец Браун, можно удержаться на одном уровне добра, но никому еще не удавалось удержаться на одном уровне зла. К сожале­нию, за примерами, свидетельствующими о верности этого суждения, вовсе не нужно обращаться к отдаленным време­нам или странам — и в нашей сегодняшней жизни их предо­статочно.

Да, зло, говоря словами Ф.М. Достоевского, нередко приходит в мир в маске добра. Сколько раз в истории разно-


го рода лжепророки, мечтавшие осчастливить человечество, на деле оборачивались сущими антихристами и бессовест­ными злодеями, приносившими неисчислимые бедствия своим, да и другим народам. Однако следует ли из этого не­обходимость возводить непреодолимый барьер между миром сущего и миром должного? Ведь в реальной жизни между ними нет резко очерченной грани, а следовательно, не может быть абсолютного разделения вопросов власти и морали.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: