Консерватизм

Консерватизм вобрал в себя различные, порой противо­речивые идеи, концепции, традиции. К его идейным пред­шественникам и отцам-основателям причисляют Платона,


Цицерона, Н. Макиавелли, Э. Берка, Ж. де Местра. Впервые основные положения консерватизма были сформулированы в работах Э. Берка, Ж. де Местра, Л. де Бональда, их едино­мышленников и последователей в конце XVIII — начале XIX в. Датой рождения современного консерватизма принято счи­тать выход в свет в 1790 г. книги Э. Берка «Размышления о революции во Франции». Серьезный вклад в развитие кон­сервативной традиции во второй половине XIX — начале XX в. внесли русские философы, социологи и политические мыс­лители, такие как К. Леонтьев, Н. Данилевский, B.C. Соло­вьев, И. Ильин, а после прихода к власти большевиков — ряд представители русского зарубежья.

Сам термин «консерватизм» получил распространение в начале XIX в. Он происходит от латинского слова conservare, что значит «сохранять», «консервировать». С самого начала консерватизм выступал за сохранение существующей систе­мы без каких-либо радикальных изменений. Важнейшие по­ложения консерватизма сформировались и эволюциониро­вали в качестве ответной реакции на противостоящие ему идейно—политические течения — либерализм, социал-де­мократизм и марксизм. По выражению одного из исследова­телей, «консерватизм — это своеобразный идеологический хамелеон, поскольку его облик зависит от природы его врага».

Первые критические выпады консерватизма были обра­щены против либералов. Консерваторы противопоставили идеям прогресса, индивидуализма, личной свободы, переуст­ройства общества, выдвинутым Просвещением и Великой французской революцией, взгляд на общество как на орга­ническую и целостную систему. Центральное место в их по­строениях заняла мысль о неразрывной связи человека с прошлым, с вековыми традициями и обычаями.

В предложенной ими органической теории общества го­сударство представало существом, стоящим над всеми людь­ми и обладающим способностью к самосохранению. Возводя власть и общество к проявлению промысла Бога, Л. де Бо-нальд, например, рассматривал власть как «живое существо», воля которого «называется законом, а его действия — прави­тельством». С точки зрения консерваторов общество, как и всякое естественное образование, имеет свое детство, юность, зрелость. Возражая Руссо и Канту, которые считали, что общество и государство созданы человеком и для челове­ка, де Бональд утверждал: «Человек существует только для общества; общество создается только для самого себя». По




1 ПОЛК!



его мнению, государство — это «большая семья», которой душой и телом принадлежат все составляющие ее «обездо­ленные индивидуумы».

Как считали консерваторы, человек не только не спосо­бен переустроить общество, но и не должен стремиться к этому, поскольку такое стремление явилось бы насилием над естественными законами развития социального организма. Политические принципы следует приспосабливать к обыча­ям, национальным традициям, установившимся формам общественно-политических институтов. Существующим ин­ститутам, по мнению консерваторов, следует отдать предпоч­тение перед любой теоретической схемой, какой бы совер­шенной и рациональной она ни казалась.

Принимая существующее положение вещей, консерва­тизм делает упор на необходимости сохранения традицион­ных правил, норм, иерархии власти, социальных и полити­ческих структур и институтов. Вместе с тем истинный консерватизм, призванный защищать существующий поря­док, отнюдь не закрывает глаза на изменяющиеся реальнос­ти. Поскольку мир динамичен и подвержен постоянным из­менениям, консерватизм не может с порога отвергать все новое только на том основании, что оно еще не приобрело характера традиции. В период со второй половины XIX в. и особенно в XX в. (в ряде случаев после Второй мировой вой­ны) консерваторы приняли многие важнейшие идеи и прин­ципы, которые раньше ими оценивались негативно.

Речь идет, например, о свободно-рыночных отношениях, конституционализме, системе представительства и выбор­ности органов власти, парламентаризме, политическом и идеологическом плюрализме. При всей своей приверженно­сти религиозной вере, большинство консерваторов после Второй мировой войны смягчили свои позиции в отноше­нии рационализма и технократизма. Не было препятствий к тому, чтобы они приняли также идеи государственного регу­лирования экономики, социальных реформ, государства

благосостояния.

Особенно значительные изменения консерватизм пре­терпел в 1970—1990-е гг., для которых была характерна так называемая консервативная, или неоконсервативная, волна. Особенность этого периода состояла в кризисе левых моде­лей общественного развития — от коммунистических до со­циал-демократических и кейнсианских. Консерватизм, по сути дела, заполнил тот вакуум, который образовался с утра-


той левыми своих позиций, дефицитом дееспособных идей и концепций на левом фланге.

Для неоконсерваторов характерно прежде всего стремле­ние вернуть ценности протестантской этики с ее духом самодисциплины и трудовой аскезы. Они превозносят прин­ципы свободного рынка, критикуют практику государствен­ного вмешательства в экономику, выказывают неприязнь к политике расширения социальных реформ. По их мнению, чрезмерно разросшиеся программы социальной помощи подрывают принцип опоры человека на собственные силы, воспитывают в людях иждивенческие настроения. Вместе с тем, приходя к власти, неоконсерваторы в определенных сферах даже усиливали роль государства и не делали реши­тельных шагов к демонтажу механизмов государственного регулирования, «уходу» государства из экономики и отказу от социальных программ. Приход к власти в США 1980 г. Р. Рейгана и его победа в выборах на второй президентский срок в 1984 г., победа консервативной партии во главе с М. Тэтчер в Англии три раза подряд, результаты парламентс­ких и местных выборов в ФРГ, Италии, Франции показали, что идеи и принципы, выдвигавшиеся этими силами, оказа­лись созвучными настроениям довольно широких слоев на­селения.

В настоящее время среди представителей консерватизма принято выделять неоконсерваторов, новых правых и тради­ционалистов. При внимательном рассмотрении обнаружи­вается, что сегодня консерваторов разделяют весьма глубо­кие расхождений, но все же они имеют и немало общего.

Как правило, в качестве одного из важнейших элементов консерватизма рассматривается неприятие им идеологии. Нередко даже считается, что консервативное мышление но­сит «антитеоретический» характер. Конечно, не имеется в виду, что у консерваторов вообще нет идей и теорий, однако они отдают предпочтение прагматизму перед абстрактными схемами, опыту перед теорией. Консерваторы выступают против абсолютизации каких бы то ни было идей, тем более против их осуществления в «чистом» виде на практике. Теперь же, сделав поворот на 180 градусов, консерваторы выступили с призывом реидеологизации политики, восстановления опре­деляющей роли идеологии. Реидеологизация выразилась прежде всего в решительной защите ими принципов свободно-рыночных отношений, индивидуализма, свободной конкурен­ции, критике неэффективности государства благосостояния.



Традиционно консерватизм отождествлялся с защитой существующего порядка вещей в обществе, хотя, как уже от­мечалось, он не мог полностью игнорировать все измене­ния. Консерваторы выступали за медленные и постепенные реформы «сверху», чтобы избежать революционных потря­сений «снизу». Самое, казалось бы, парадоксальное в ны­нешнем консервативном возрождении состоит в том, что консерваторы выступают инициаторами перемен. Быть кон­сервативным, утверждают они, означает «маршировать во главе прогресса», а тот, кто закрывает дорогу прогрессу, ста­новится реакционером.

Значительное место в конструкциях современных кон­серваторов занимают проблемы свободы, равенства, власти, государства, демократии. Следует отметить, что сегодня большинство консерваторов считают себя решительными защитниками прав человека и принципов демократии. В це­лом, для неоконсерваторов характерно двойственное отно­шение к государству. «Человек рожден свободным, но он всюду в цепях», — говорил демократ Ж.-Ж. Руссо. «В цепях он и должен быть», — отвечает на это консерватор, защища­ющий «необходимые цепи традиции и исторической преем­ственности».

С одной стороны, в глазах консерваторов государство — это защитник закона и морали. Без сильного государства об­щество оказывается во власти анархии. С другой стороны, сильное государство может стать инструментом подавления индивидуальной свободы. При необходимости выбора меж­ду интересами индивида и общества значительная часть консерваторов отдает приоритет обществу.

В целом, консерваторы предпочитают известное неизвест­ному, настоящее и прошлое — будущему. В деле сохранения стабильности общества, полагают они, лучше руководство­ваться мудростью, унаследованной от прошлых поколений, чем взвешивать каждый вопрос на весах личных мнений и разума. Индивид глуп, а род мудр.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: