Консерватизм вобрал в себя различные, порой противоречивые идеи, концепции, традиции. К его идейным предшественникам и отцам-основателям причисляют Платона,
Цицерона, Н. Макиавелли, Э. Берка, Ж. де Местра. Впервые основные положения консерватизма были сформулированы в работах Э. Берка, Ж. де Местра, Л. де Бональда, их единомышленников и последователей в конце XVIII — начале XIX в. Датой рождения современного консерватизма принято считать выход в свет в 1790 г. книги Э. Берка «Размышления о революции во Франции». Серьезный вклад в развитие консервативной традиции во второй половине XIX — начале XX в. внесли русские философы, социологи и политические мыслители, такие как К. Леонтьев, Н. Данилевский, B.C. Соловьев, И. Ильин, а после прихода к власти большевиков — ряд представители русского зарубежья.
Сам термин «консерватизм» получил распространение в начале XIX в. Он происходит от латинского слова conservare, что значит «сохранять», «консервировать». С самого начала консерватизм выступал за сохранение существующей системы без каких-либо радикальных изменений. Важнейшие положения консерватизма сформировались и эволюционировали в качестве ответной реакции на противостоящие ему идейно—политические течения — либерализм, социал-демократизм и марксизм. По выражению одного из исследователей, «консерватизм — это своеобразный идеологический хамелеон, поскольку его облик зависит от природы его врага».
Первые критические выпады консерватизма были обращены против либералов. Консерваторы противопоставили идеям прогресса, индивидуализма, личной свободы, переустройства общества, выдвинутым Просвещением и Великой французской революцией, взгляд на общество как на органическую и целостную систему. Центральное место в их построениях заняла мысль о неразрывной связи человека с прошлым, с вековыми традициями и обычаями.
В предложенной ими органической теории общества государство представало существом, стоящим над всеми людьми и обладающим способностью к самосохранению. Возводя власть и общество к проявлению промысла Бога, Л. де Бо-нальд, например, рассматривал власть как «живое существо», воля которого «называется законом, а его действия — правительством». С точки зрения консерваторов общество, как и всякое естественное образование, имеет свое детство, юность, зрелость. Возражая Руссо и Канту, которые считали, что общество и государство созданы человеком и для человека, де Бональд утверждал: «Человек существует только для общества; общество создается только для самого себя». По
1 ПОЛК!
его мнению, государство — это «большая семья», которой душой и телом принадлежат все составляющие ее «обездоленные индивидуумы».
Как считали консерваторы, человек не только не способен переустроить общество, но и не должен стремиться к этому, поскольку такое стремление явилось бы насилием над естественными законами развития социального организма. Политические принципы следует приспосабливать к обычаям, национальным традициям, установившимся формам общественно-политических институтов. Существующим институтам, по мнению консерваторов, следует отдать предпочтение перед любой теоретической схемой, какой бы совершенной и рациональной она ни казалась.
Принимая существующее положение вещей, консерватизм делает упор на необходимости сохранения традиционных правил, норм, иерархии власти, социальных и политических структур и институтов. Вместе с тем истинный консерватизм, призванный защищать существующий порядок, отнюдь не закрывает глаза на изменяющиеся реальности. Поскольку мир динамичен и подвержен постоянным изменениям, консерватизм не может с порога отвергать все новое только на том основании, что оно еще не приобрело характера традиции. В период со второй половины XIX в. и особенно в XX в. (в ряде случаев после Второй мировой войны) консерваторы приняли многие важнейшие идеи и принципы, которые раньше ими оценивались негативно.
Речь идет, например, о свободно-рыночных отношениях, конституционализме, системе представительства и выборности органов власти, парламентаризме, политическом и идеологическом плюрализме. При всей своей приверженности религиозной вере, большинство консерваторов после Второй мировой войны смягчили свои позиции в отношении рационализма и технократизма. Не было препятствий к тому, чтобы они приняли также идеи государственного регулирования экономики, социальных реформ, государства
благосостояния.
Особенно значительные изменения консерватизм претерпел в 1970—1990-е гг., для которых была характерна так называемая консервативная, или неоконсервативная, волна. Особенность этого периода состояла в кризисе левых моделей общественного развития — от коммунистических до социал-демократических и кейнсианских. Консерватизм, по сути дела, заполнил тот вакуум, который образовался с утра-
той левыми своих позиций, дефицитом дееспособных идей и концепций на левом фланге.
Для неоконсерваторов характерно прежде всего стремление вернуть ценности протестантской этики с ее духом самодисциплины и трудовой аскезы. Они превозносят принципы свободного рынка, критикуют практику государственного вмешательства в экономику, выказывают неприязнь к политике расширения социальных реформ. По их мнению, чрезмерно разросшиеся программы социальной помощи подрывают принцип опоры человека на собственные силы, воспитывают в людях иждивенческие настроения. Вместе с тем, приходя к власти, неоконсерваторы в определенных сферах даже усиливали роль государства и не делали решительных шагов к демонтажу механизмов государственного регулирования, «уходу» государства из экономики и отказу от социальных программ. Приход к власти в США 1980 г. Р. Рейгана и его победа в выборах на второй президентский срок в 1984 г., победа консервативной партии во главе с М. Тэтчер в Англии три раза подряд, результаты парламентских и местных выборов в ФРГ, Италии, Франции показали, что идеи и принципы, выдвигавшиеся этими силами, оказались созвучными настроениям довольно широких слоев населения.
В настоящее время среди представителей консерватизма принято выделять неоконсерваторов, новых правых и традиционалистов. При внимательном рассмотрении обнаруживается, что сегодня консерваторов разделяют весьма глубокие расхождений, но все же они имеют и немало общего.
Как правило, в качестве одного из важнейших элементов консерватизма рассматривается неприятие им идеологии. Нередко даже считается, что консервативное мышление носит «антитеоретический» характер. Конечно, не имеется в виду, что у консерваторов вообще нет идей и теорий, однако они отдают предпочтение прагматизму перед абстрактными схемами, опыту перед теорией. Консерваторы выступают против абсолютизации каких бы то ни было идей, тем более против их осуществления в «чистом» виде на практике. Теперь же, сделав поворот на 180 градусов, консерваторы выступили с призывом реидеологизации политики, восстановления определяющей роли идеологии. Реидеологизация выразилась прежде всего в решительной защите ими принципов свободно-рыночных отношений, индивидуализма, свободной конкуренции, критике неэффективности государства благосостояния.
Традиционно консерватизм отождествлялся с защитой существующего порядка вещей в обществе, хотя, как уже отмечалось, он не мог полностью игнорировать все изменения. Консерваторы выступали за медленные и постепенные реформы «сверху», чтобы избежать революционных потрясений «снизу». Самое, казалось бы, парадоксальное в нынешнем консервативном возрождении состоит в том, что консерваторы выступают инициаторами перемен. Быть консервативным, утверждают они, означает «маршировать во главе прогресса», а тот, кто закрывает дорогу прогрессу, становится реакционером.
Значительное место в конструкциях современных консерваторов занимают проблемы свободы, равенства, власти, государства, демократии. Следует отметить, что сегодня большинство консерваторов считают себя решительными защитниками прав человека и принципов демократии. В целом, для неоконсерваторов характерно двойственное отношение к государству. «Человек рожден свободным, но он всюду в цепях», — говорил демократ Ж.-Ж. Руссо. «В цепях он и должен быть», — отвечает на это консерватор, защищающий «необходимые цепи традиции и исторической преемственности».
С одной стороны, в глазах консерваторов государство — это защитник закона и морали. Без сильного государства общество оказывается во власти анархии. С другой стороны, сильное государство может стать инструментом подавления индивидуальной свободы. При необходимости выбора между интересами индивида и общества значительная часть консерваторов отдает приоритет обществу.
В целом, консерваторы предпочитают известное неизвестному, настоящее и прошлое — будущему. В деле сохранения стабильности общества, полагают они, лучше руководствоваться мудростью, унаследованной от прошлых поколений, чем взвешивать каждый вопрос на весах личных мнений и разума. Индивид глуп, а род мудр.