Сущность системы управления персоналом на предприятии

Ключевая терминология менеджмента персонала.

Механизм функционирования системы управления персоналом предприятия.

Сущность системы управления персоналом на предприятии.

Ключевая терминология менеджмента персонала.

КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ МЕНЕДЖМЕНТА ПЕРСОНАЛА

Тема 1: Методология менеджмента персонала

План:

Понятие «персонал» связывают с такими терминами: трудовые ресурсы, человеческие ресурсы, кадровый потенциал, трудовой коллектив, персонал.

Трудовые ресурсы - это физически развитая часть населения, владеющая разумными способностями и знаниями, необходимыми для работы в народном хозяйстве.

Человеческие ресурсы (ЧР) предприятия - это совокупность социальных, психологических и культурных качеств его работников.

Кадровый потенциал предприятия - это ограниченная величина возможного участия работников предприятия в его деятельности с учетом их компетентности, психофизических особенностей, интересов, мотиваций.

Понятие "трудовой коллектив" рассматривают с двух сторон:

- Как социальную организацию (социальное партнерство)

- Социальное общество или неформальные группы (представлена спонтанно возникающими межличностными связями, структурой малых групп, делением на социальные группы).

Персонал предприятия - это совокупность его работников (постоянных и временных, квалифицированных и неквалифицированных), работающих по найму и имеющих трудовые отношения с работодателем.

В развитых капстранах понятие кадры сначала заменилось на термин "персонал", а с с 70-х годов прошлого века получило распространение понятие «человеческие ресурсы» (ЧР). Обусловлено это эволюцией ЧР, в частности, осведомлением экономической целесообразности инвестиций в человека, ориентацию на развитие его умений и способностей.

Кадровая политика - это стратегия, курс работы с персоналом, взглядами на формирование, развитие и рациональное использование персонала, генеральное направление работе с персоналом.

Кадровый потенциал - это количественные и качественные показатели кадрового ресурса, раскрывающие не задействованные возможности, силы, внутренние ценности, которые возможно использовать в менеджменте персонала.

Менеджмент персонала - это процесс планирования, подбора, подготовки, оценки, обучения и мотивации персонала, направленный на его эффективное использование и достижение целей предприятия и работника.

Управление персоналом на предприятии представляет собой реализацию управленческих функций (планирования, организации, мотивации и контроля) с помощью административных, экономических и социально-психологических методов и принципов с целью удовлетворения потребностей персонала и обеспечения предприятия работниками необходимой численности и качества (табл. 1.1, 1.2, 1.3).

Таблица 1.1 – Менеджмент персонала на предприятии

Цель управления персоналом
1. Удовлетворение потребности производственной системы предприятия в персонале
2. Удовлетворение потребностей работников (социально-психологический аспект)
Задачи управления персоналом
Привлечение персонала Использование персонала Развитие персонала
Функции управления персоналом
1. Планирование численности 1.Оценка (аттестация) персонала 1. Подготовка и обучение персонала
2. Найм персонала 2. Нормирование труда 2. Переподготовка, повышение квалификации персонала
3. Подбор персонала 3. Разработка организационной структуры управления 3. Развитие карьеры
4. Оформление и учет персонала 4. Охрана труда  
5. Распределение персонала 5. Юридические услуги
6. Подбор резерва руководителей и специалистов 6. Адаптация персонала
7. Мотивация персонала
8. Социальное партнерство
9. Разрешение конфликтов
10. Управление трудовыми отношениями

Таблица 1.2 – Система управления персоналом предприятия

Название подсистем управления персоналом предприятия и их функции
  Подсистема общего и линейного руководства. Осуществляющего управление предприятием в целом, управление отдельными функциональными и производственными подразделениями
  Подсистема планирования и маркетинга. Выполняет разработку кадровой политики, стратегии управления персоналом, анализ кадрового потенциала, анализ ринка труда, организацию кадрового планирования и прогнозирования потребности в персонала, организацию рекламы
  Подсистема управления набором и учетом персонала. Осуществляет организацию привлечения и отбора персонала, учет зачисления, перемещения и увольнения персонала, управления занятостью, делопроизводство системы управления персоналом
  Подсистема управления трудовыми отношениями. Проводит анализ и регулирование групповых и личностных взаимоотношений, отношений руководства, управление производственными конфликтами и стрессами, социально-психологическую диагностику, соблюдение норм этики, управление взаимодействием с профкомом
  Подсистема обеспечения нормальных условий труда. Выполняет такие функции как соблюдение требований психофизиологии и эргономики труда, соблюдение требований технической эстетики, охраны труда
  Подсистема управления развитием персонала. Обсуществляет обучение, переподготовку и повышение квалификации, адаптацию новых работников, оценку кандидатов на вакантную должность, текущую и периодическую оценку кадров, организацию рационализаторской и изобретательской деятельности, реализацию деловой карьеры и служебно-профессионального продвижения
  Подсистема управления мотивацией поведения персонала. Организация нормирования и тарификации трудового процесса, разработка систем лплаты труда, разработка форм участия персонала в прибылях, форм морального стимулирования персонала
  Подсистема управления социальным развитием. Осуществляет организацию общественного питания, жилищно-бытового обслуживания, развития культуры и физического воспитания, обеспечения охраны здоровья и отдыха, обеспечения детским садом, организацию социального страхования
  Подсистема правового обеспечения
  Подсистема информационного обеспечения системы управления персоналом

Таблица 1.3 - Классификация методов менеджмента персонала

Методы управления– это конкретные способы воздействия субъекта на объект управления. При помощи методов реализуются функции управления.
Экономические методы Организационно-распорядительные методы Социально-психологические методы

Характеристика методов менеджмента персонала приведена в таблице 1.4.

Таблица 1.4 - Характеристика методов менеджмента персонала

Группа методов управления Специфика группы Наименование подгруппы Наименование методов
1 группа: Экономические методы Воздействие на материальные интересы людей, ориентация на выполнение определенных показателей или заданий и на вознаграждение за их выполнение 1.1. Экономические методы, применяемые на макроуровне Прогнозы; национальные программы; государственные заказы; налоговая политика; ценовая политика; финансово-кредитная политика; инвестиционная политика
1.2. Экономические методы, применяемые на уровне предприятия Планирование: балансовый метод; нормативный метод; математическое моделирование. Коммерческий расчет: хозяйственный расчет; самоокупаемость; самофинансирование
1.3. Экон. методы, применяемые на уровне работника Методы поощрения (заработная плата, премирование и т.д.).Методы наказания (штрафы, начеты и др.)
Организационно- распорядительные методы Базируются на властных и правовых мотивациях и обеспечивают повышение эффективности работы фирмы за счет лучшей 2.1. Методы организационного воздействия Регламентирование (право­вые методы: законодательные акты, устав, положение о подразделении). Организационное нормирование (стандарты, типовые схемы управления и др.). Организационное стимулирование (перемещение в должности, предоставление дополнительных прав и функций и т.п.) Инструктирование (инструктаж, методические указания, инструкции)

Таблица 1.4

    организации деятельности работников и подразделений 2.2. Методы распорядительного воздействия Приказы; резолюции; указания; разъяснения.
Социально-психоло-гические методы Совокупность приемов, используемых в науках, изучающих деятельность человека и межличностные отношения 3.1. Методы, широко применяемые в менеджменте персонала Тестирование; анкетирование; беседа; опрос
3.2. Методы исследования специалистами для решения экстренных проблем Открытое наблюдение; включенное наблюдение; эксперимент
3.3. Методы активного обучения Деловые игры. Управленческие ситуации
             

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: