Система разделения властей.
Понятие государственного аппарата (механизма). Виды государственных органов.
Конфедерация и иные государственные и межгосударственные образования.
Демократия как форма государственного режима.
Федерация как форма государственного устройства.
Признаки федерации:
- состоит из субъектов федерации, которые обладают политической и правовой самостоятельностью;
- субъекты федерации имеют свои органы государсвенной власти, бюджет, законодательство, двойную систему налогов и сборов, могут установить свой государственный язык.
- единое экономическое пространство;
- прямое действие федеральных законов на всей территории государства;
- единство правового статуса граждан.
Виды федерации.
По принципу образования - национальные, территориальные, национально – территориальные.
По способу образования – договорная (по договору), конституционная (по конституции)
По статусу субъектов – симметричная (все субъекты равны в правах), ассиметричная.
|
|
Политический режим - совокупность приемов, методов и способов для осуществления государственной власти и контроля за государственной властью со стороны государства.
Два вида режимов: демократический и антидемократический.
Признаки демократического режима:
- народ – источник власти, выбирает власть;
- госвласть выражает интересы большинства населения;
- высшая ценность – человек, приоритет прав и свобод человека;
- политический плюрализм (многопартийность);
- экономический плюрализм (разнообразия форм собственности);
- идеологический плюрализм (много идеологий);
- меры принуждения по нормам права носят правовой характер;
- принцип разделения властей, сменяемость, гласность;
- развитость институтов гражданского общества;
- реальная конституция.
Признаки конфедерации: (СНГ, Евросоюз)
- создается по международному договору;
- все субъекты конфедерации имеют суверинетет государства;
- создается для определенных целей;
- образуются общие органы управления для достижения целей конфедерации;
- субъекты имеют право на выход из конфедерации.
20. Антидемократические режимы: понятие, виды.
Политический режим - совокупность приемов, методов и способов для осуществления государственной власти и контроля за государственной властью со стороны государства.
Два вида режимов: демократический и антидемократический.
Антидемократический режим признаки:
- власть принадлежит узкому замкнутому кругу лиц, элите, народ не участвует в госуправлении;
- власть выражает интересы меньшинства, отдельный слоев общества;
|
|
- отсутствуют права и свободы или существуют в минимальных количествах;
- монополизм правящей верхушки в политике, экономике, идеологии;
- меры принуждения произвольны и неправомерны;
-принципы единовластия, назначаемости, централизации;
- конституция формальна.
Сюда же относятся авторитарные и тоталитарные, социалистический и фашистский режимы.
Механизм государства – это система государственных организаций, посредством которой реализуется государственная власть и обеспечивается государственное руководство обществом.
В состав гос аппарата входят: гос органы (гос аппарат), госучреждения и органы принуждения, гос предприятия.
Государственный аппарат – часть механизма государства, как совокупность государсвтенных органов наделенных властными полномочиями для реализации государственной власти.
Государственный орган – это часть государственного аппарата, который имеет по закону свою собственную структуру, строго определенные властные полномочия и органически взаимодействующий с другими элементами гос аппарата.
Признаки гос органа:
- формируется по воле государства;
- осуществляет задачи и функции государства от имени государства;
- является частью механизма государства;
- обладает определенной самостоятельностью и территориальным масштабом деятельности;
- наделяется полномочиями государственного властного характера (издание актов, контроль, принятие мер принужденния);
- имеет компетенции которые определены законом и соотв нормативно- правовыми актами;
- наличие определенной организацинной структуры;
- обладает собственной материально – технической базой и источниками финансирования;
- состоит из государственных служащих, которые имеют иерархию, чины, звания и атрибуты.
Виды гос органов:
По порядку образования – первичные (выборы или наследование), производные (создаются первичными органами);
По объему властных полномочий – высшие (в пределах всего гос-ва), местные (в пределах границ определенных для них);
По характеру компетенций – общая компетенция (широкий круг вопросов), специальные компетенции (конкретные ф-ции). Общие - это правительство.
По способу принятия решений – коллегиальные (госдума, госсовет), единоличные (суд, милиция);
По срокам полномочий – постоянные (срок не ограничен), временные (срок ограничен);
По принципу разделения власти – законодательные, исполнительные, судебные.
Разделение властей — политико-правовая теория, согласно которой государственная власть должна быть разделена между независимыми друг от друга (но при необходимости контролирующими друг друга) ветвями:законодательной
, исполнительной и судебной. Предложена Джоном Локком. Термин введён Шарлем-Луи де МонтескьёРазделение законодательной, исполнительной и судебной властей является одним из важнейших принципов организации государственной власти и функционирования правового государства.
Принцип разделения властей означает, что законотворческая деятельность осуществляется законодательным (представительным) органом, исполнительно-распорядительная деятельность — органами исполнительной власти, судебная власть — судами, при этом законодательная, исполнительная и судебная ветви власти самостоятельны и относительно независимы. Разделение властей основывается на естественном разделении таких функций, как законотворчество, государственное управление, правосудие. Каждая из ветвей в той или иной степени осуществляет государственный контроль. Современное понимание принципа разделения властей дополнено также необходимостью разделения полномочий (предметов ведения) между органами государственной власти и управления и муниципальными органами. В федеративном государстве система государственных органов трёхуровневая, разделена на федеральные органы власти, органы власти субъектов федерации и органы власти на местах (местный уровень власти).
|
|
Принцип разделения властей заключается в том, чтобы властные полномочия были распределены и сбалансированы между различными государственными органами, чтобы исключить сосредоточение всех полномочий либо большей их части в ведении единого органа государственной власти либо должностного лица и тем самым предотвратить произвол. Независимые ветви власти могут сдерживать, уравновешивать, а также контролировать друг друга, не допуская нарушения Конституции и законов, это так называемая «система сдержек и противовесов». Например, в СССР существовали Верховный Совет и Верховный Суд, но их нельзя было назвать отдельными ветвями власти, так как они не были частью системы «сдержек и противовесов».
Характерно, что в государствах с тоталитарным и авторитарным режимом, как правило, не признаётся принцип разделения властей или же разделение властей в них закреплено лишь формально.
23. Политическая система общества: понятие, особенности, структура.
Государство – главный элемент общества.
В широком смысле:
Политическая система общества – это совокупность взаимодействующих норм, идей и основанных на них политических институтов и действий, организующих политическую власть.
Элементы политической системы общества:
- субъекты политики, носители политических интересов (классы, социальные группы, этносы);
- политическая структура (все виды политических организаций);
- политические нормы (правила, которые регулируют политические отношения);
- политические отношения (отношения между участниками политической жизни общества – выборы, референдумы и т.д.);
- политическая деятельность (действия по осуществлению политических отношений);
- политическое сознание и политическая культура (отношение человека к политике и его поведение).
|
|
В узком смысле слова:
Политическая система общества – совокупность гос органов, а также ассоциаций, объединений, образуемых гражданским обществом для участия в делах государства и решения иных политических вопросов.
Элементы ПСО:
- государство и его органы;
- политические партии;
- общественные объединения;
- религиозные объединения (косвенное участие в политической жизни);
- органы местного самоуправления (это не органы гос власти);
- СМИ;
- трудовые коллективы;
- группы давления (преступные сообщества);
- отдельные граждане (участники политических отношений);
Гос-во – ядро политической системы общества, так как гос-во обладает только ему присущими признаками:
- единственное политическое объединение всех членов общества;
- обладает системой юридических средств по обеспечению правопорядка (регистрация, надзор и контроль деятельности);
- обладает аппаратом исполнения управления и принуждения (монополия по применению мер принуждения в отношении граждан);
- обладает суверенитетом;
- крупнейший собственник;
- обладает исключительным правом принимать общеобязательные правовые акты.
Гос-во центр ПСО, всегда присутствует в система, остальных может и не быть.