Оргмомент.
История – процесс развития, её можно сравнить с неудержимым движением вперёд.
Понаблюдаем, как это происходит.
Учащиеся рассматривают “ленту времени” (см. учебник 4 класс).
С какими историческими эпохами познакомились на предыдущих уроках?
Древний мир, Cредние века, первобытный мир.
Посмотрите на данные промежутки времени. К каким историческим эпохам относятся? (на крточках)
Первобытный мир – 1–5тыс. лет.
Древний мир – 3 тыс. до н. э.
Ср. века – V–XV в.
Расставьте по порядку.
Повторим особенности каждой эпохи. К нам пришли гости. Откуда они? Расскажи об особенностях этой эпохи.
(Из первобытного строя. В первобытном обществе каждая семья – часть рода, в который входили родственные семьи, те – в племена. Жили охотой и собирательством, создавали простейшие орудия труда. Около 10 тыс. лет назад начали делить наделы земли семьям. Настоящим человеком, которому нельзя делать зла считается только человек своего рода и племени.)
- Что считается достижениями в эту эпоху?
|
|
(Приручение диких животных; начало выращивания растений; изготовление простейших орудий труда.)
-Что можно сказать о древнем мире?
(Древний мир – первые цивилизации, возникшие на севере Америки, юге Азии, Средиземноморья. Занимались земледелием, скотоводством. Возникали города, правители собирали налоги, писали законы. В городах – ремёсла и торговля. Правители – монархи. Мораль: настоящим человеком считается только человек своей цивилизации, культуры. Основные технические изобретения: колесо, письменность, оружие.)
Как вы думаете, какое время было следующим?(на доске опорные слова)
православные
католики
земледелие
торговля
ремёсла
сословия
В Cредние века (V–VII) появились новые цивилизации. Европа разделилась на Западную и Восточную (католики и православные)
Основное занятие людей – земледелие, скотоводство, развивались торговля и ремёсла. Большинство населения жили в городах, сёлах. Общество состоит из сословий, и обязанности человека зависят от принадлежности к сословию. Государство регулирует работу военных, ремесленников, священников. Большая часть населения религиозна. Мораль: настоящим человеком, к которому нужно относится по законам божьим, считался только человек своей веры. В IX–X вв. географические открытия тормозили религия и войны. Но: викинги изобрели судно с килем; X–XI вв. – компас; норманны и новгородцы открыли Исландию; в XI в. достигли Северной Африки.
Так, постепенно расширяя ремёсла, открывая новые земли, получая прибыль от своих хозяйств, Средние века перешли в следующую историческую эпоху. Что произошло далее? (Появилась новая историческая эпоха.)
Хотите узнать какая?
Послушайте звукозапись и определите.
(Прослушивают: Бетховен “К Элизе”)
В какую историческую эпоху могло звучать это произведение? (Новое время.)