Первичное закрепление

Время – 5 минут.

Уч.: «Смотрим упражнение 511. Выписывать не будем, сделаем его устно. Кого вызываю, тот вначале зачитывает все предложение, потом – безличный глагол, определяет что обозначает: явление природы или состояние человека;

Указывает наклонение, лицо или род». Уч. опускает другие задания упражн.: по закреплению пройденного материала, пропущенные орфограммы.

Уч. вызывает учащихся по одному, они отвечают с места. Если отвечающий медлит, явно затрудняется, Уч. помогает: «Безличные глаголы могут употребляться только в двух наклонениях», указывает на схему форм безличных глаголов на доске.

1-ый: «Нигде не дышится вольней родных лугов, родных полей. Не дышится – состояние человека. Изъявительное наклонение, 3-е лицо».

2-ой: «Не сидится в хате тесной, не лежится на печи. Не сидится – состояние человека. Изъявительное наклонение, 3-е лицо».

Уч. для разбора другого глагола из этого предложения вызывает следующего.

3-ий: «Не лежится – состояние человека. Изъявительное наклонение, 3-е лицо».

4-ый: «Уже давно смерклось. Смерклось – явление природы. Изъявительное наклонение, средний род».

5-ый: «С вечера все спится, на дворе темно. Спится - состояние человека. Изъявительное наклонение, 3-е лицо».

6-ой: «Сладко дремлется в кроватке. Дремлется - состояние человека. Изъявительное наклонение, 3-е лицо».

7-ой: «К утру посвежело. Посвежело – явление природы. Изъявительное наклонение, средний род».

8-ой: «Вечерело. Горы были уже в тени. Вечерело – явление природы. Изъявительное наклонение, средний род».

9-ый: «Подморозило, лужи затянулись ледяной коркой. Подморозило – явление природы. Изъявительное наклонение, средний род».

10-ый: «Больного знобило бы еще больше, если бы не лекарство. Знобило бы – состояние человека. Условное наклонение, средний род».

11-ый: «Скоро стемнеет. Стемнеет – явление природы. Изъявительное наклонение, 3-е лицо».

12-ый: «Опять легко вьюжило. Вьюжило – явление природы. Изъявительное наклонение, средний род».

Если упражнение оказалось трудным: ученики долго думают, дают неверные ответы, и выполнение упражнения не укладывается в обозначенное время, то Уч. просит учеников пропустить предложения под номерами: 4, 5, 7, 8.

5.Упражнение на закрепление.

Время – 5 минут.

Упражнение 512 выполняется учениками письменно и полностью.

512. Спишите, употребляя безличные глаголы в настоящем или будущем времени. Обозначьте вид глаголов. Выделите в них окончания.

1. Дышалось ле..ко. 2. Сла..ко дремалось. 3. Пить (не) хотелось. 4. Пришлось (не) согл..ситься с этим предл..жением.

Уч. вызывает учеников, не работавших с предыдущим упражнением. Также вначале зачитывается все предложение, потом вслух выполняется задание, объясняются орфограммы. Уч. пишет на доске, ученики записывают в тетради:

Упражнение 512

Пр. вр. – дышалось, Н. вр. – дыш ит ся (несов. вид), Б. вр. – будет дышаться (несов. вид)

Пр. вр. – дремалось, Н. вр. - дремл ет ся (несов. вид), Б. вр. – будет дрематься (несов. вид)

Пр. вр. - не хотелось, Н. вр. – не хоч ет ся (несов. вид), Б. вр. – не будет хотеться (несов. вид)

Пр. вр. – пришлось, Н. вр. – приход ит ся (несов. вид), Б. вр. – прид ет ся (сов. вид)

6. Подведение итогов.

Время – 5 минут.

Уч.: «Сегодня мы познакомились с новой категорией глаголов – безличные глаголы. Это глаголы состояния человека (душевного или физического) или явления природы.

Предложение, в котором сказуемое выражено безличным глаголом, - односоставное, т. к. в нем не может быть подлежащего.

Безличные глаголы часто образуются от личных глаголов. Личные глаголы могут иметь форму 1-ого, 2-ого, 3-его лица (Я не пою, мы не будем петь, ты не поешь, они не пели и так далее), но в безличном значении эти глаголы не меняются по лицам, числам: у безличных глаголов очень малое количество форм (Не поется, не будет петься, не пелось, не пелось бы)».

«Вот все формы безличных глаголов». –Уч. указывает на схему на доске: «Изъявительное наклонение: для настоящего и будущего времен – форма третьего лица единственного числа, для прошедшего времени – форма среднего рода единственного числа. И условное наклонение только в форме среднего рода единственного числа. В неопределенной форме безличный глагол может стоять в будущем времени».

Домашнее задание.

Упражнение 513.

513. Выпишите предложения с личными глаголами, употребленными как безличные. Затем выпишите остальные предложения, подчеркивая в них главные члены.

1. Слегка прогремело. 2. Где-то д..леко прогремело эхо. 3. Лес задумчиво шумит. 4. Шумит в ушах. 5. В поле пахн..т медом. 6. Ландыш уд..вительно пр..ятно пахн..т. 7. Свершилось чудо! 8. (Ни)чего чудесного (не)свершилось.

Дополнительное устное задание для работы в классе.

Если останется время до конца урока, то Уч. предлагает игру «Фокусник» - превращать личные глаголы в безличные.

Уч.: «Дождь льет как из ведра». Ученики должны предложить: «На улице льет как из ведра», «За окном льет как из ведра», т. е. вариант «Льет как из ведра» принимается, но Уч. просит придумывать более распространенные предложения.

Уч.: «Липы сладко пахнут»

«Ветер сломал осину»

«Буря разметала стога».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: